Вспоминая жаркое лето 2016:
На улице стояло 30-35 градусов жары, поэтому хотелось на реку. Решили ехать в будние дни — по выходным на реке как на Компросе — не протолкнуться!

Где лучшие сплавы в Пермском крае?

По моей информации одна из лучших и интересных рек для сплава — это Койва, туда и порешили ехать.
Большой плюс этой реки и места это то, что не нужна заброска: можно просто приехать на машине, оставить в Кусье-Александровском и начать сплав. Так как большую часть сплава река идет крюком, поэтому расстояние по реке внушительное, а по дороге совсем рядом, можно доехать за машиной на попутке. Мы так и поступили.

Карта как добраться из Перми: едем до Чусового, Горнозаводска, поворачиваем на Кусье-Александровский. От Кусье-Александровского до Усть-Койвы одна дорога, притом не самая лучшая, но аккуратно можно проехать на любой пузотерке.

Кратко о наших «кораблях»:  Sevilor Tahiti — надувной каяк китайского производства с лопастным веслом, двумя надувными креслами, надувным дном из неармированного ПВХ с фартуками на корме и носу от брызг. Фото с озера Тургояк, который он проплыл поперек легко и быстро:

Sevilor Tahiti Тургояк

Каяк до этого много лет служил для рыбалки и матрасных сплавов по достаточно глубоким рекам, где показывал высокую скорость, особенно по сравнению с традиционными лодками, единственный минус — вертлявость из-за надувного не профилированного дна, зато по мелкому из-за невысокой осадки идет отлично.

И лодка Таймень, зауженная, и закаяченая слегка по корме и носу с распашными веслами из армированного ПВХ и надувным дном низкого давления.

Лодка Таймень

Водопад в Кусье-Александровском на р. Койва

В Кусье-Александровском есть небольшой водопад искусственного происхождения, выглядит довольно живописно. Советую посмотреть, если будете в тех местах.

У водопада, предварительно искупавшись, мы устроили пикничок, после поехали на другой берег, вытащили скарб и лодки, один ушел ставить машину во двор местным, я накачивал лодку и каяк, раскладывал шмурдяк.

Река оказалась очень интересной: спокойная вода очень часто и быстро менялась перекатами, стремниной. Но я как то подрасслабился и не пытался особенно управлять каяком — несет по течению и ладно, но по причине нереально жаркого лета воды было мало и на перекатах мой каяк цеплял камни. За что я и поплатился — уже через километр пути дно сдулось..цеплять стало еще сильнее — осадка увеличилась. Пришлось приставать, на берегу стало ясно — дно порвало острым камнем: дыра в несколько сантиметров. Сели клеить, настроение подпортилось. Пока сох клей пытался половить рыбу, на только пара сходов, удары по приманке есть, а рыба не берет. Клей засох и решили идти таки дальше, но пришлось разгрузить каяк  максимально, чтобы как можно меньше цеплял дном  — все таки неармированный ПВХ не предназначен для таких сплавов на реках с каменистым дном, ведь до этого я его ни разу не проткнул за несколько лет довольно интенсивной эксплуатации.

Тем не менее, включив осторожность, начав управлять в потоке каяком дело пошло на лад.

Красота и тишина — нам за все время не встретилось никого ни на берегу ни по реке. Поток резко сменялся тихой водой, живописные берега нависали скалами.

В одном месте чуть не проскочили пещеру — она слева за перекатом и можно ее пройти не заметив. Но мы увидели и остановились — решили залезть в нее.

Пещера на Койве

Между рекой и пещерой небольшое озерцо из очень прозрачной и холоднючей на такой жаре воды — пока перешел по пояс в воде аж ноги начало сводить! Пещера оказалась короткой и с тупиком. Сделал фото изнутри:

Начали сумерки сгущаться, на берегу была полянка, но почему то черт меня дернул решить что мне она не нравится, порешили плыть до следующей.. Как оказалось, следующая стоянка далеко — уже темно, а кругом крутые берега и бесконечные проливчики, трава в два метра и густой лес — встать негде. Вся река поделена в очень многих местах надвое — посередине острова по нескольку сотен метров, потом снова потоки сливаются, и так далее — и тем не менее стоянки все нету. Сплав уже превратился в ночной, тишина, темень и вдруг по правому берегу шорох — я кое как разглядел что какое то животное пытается взобраться на крутой берег от воды, но берег сыпался и был выше животного.. Так и не понял кто это был, мне вначале показалось что это собака..но откуда там взяться собаке? Может волк? Но как то мелковат показался и неуклюж..может волчонок? В общем, когда мы приблизились, он тихо вжался в берег под кустами и лучше разглядеть не удалось. Уже в полной темноте вышли на стоянку,  поставили палатку, нажарили картошки, упали спать.

Утром начало поджаривать солнце — погода обещала снова жару.

Сплав по Койве

Уже скоро жара стала такая что купаться останавливались каждый час. Все были с ног до головы закрыты белым с длинным рукавом, на голове бандана, а лицо закрывает повязка — иначе сгорели бы на солнце (хотя несмотря на предосторожности, все равно успели конкретно так поджариться). В общем, видок у нас был бандитский, я б сказал даже пиратский, с учетом водного пути, хорошо что на реке по прежнему мы не встретили никого))

Ближе к вечеру я выловил неплохого харюзишку, а на стоянке удалось поймать еще одну рыбу — ужин был добыт!

Рыба и рыбалка на Койве

Разместится решили заранее, помня специфику реки, и то что фиг найдешь место под стоянку, к тому же небо вдруг затянуло. Место нашли прям среди елок, уединенное и незаметное со стороны. Тем временем тучи стали черными, поднялся ветер, да такой что реку против течения стало гнать волнами, крупные капли начали подгонять ставить палатку — явно что то назревало. И только закончили ставить палатку, хлынуло!! Ливень прошел быстро и резко, но дождь и сильнейший ветер заставил разрабатывать стратегию куда отскакивать, если гнущиеся очень сильно елки не выдержат и начнут падать! Но все обошлось — ветер стих (на следующий день мы видели с корнем вырванные упавшие ёлки) и я полез на середину реки смотреть закат пока готовится ужин — пожарили картошку с овощами, рыбу запекли в фольге.

Закат на сплаве по Койве

Дальше река стала глубже, перекаты сменялись ямами, берег был высокий и давал тень, в которой можно было спасаться от жары — это расслабляло.

Рыбалка на Койве

В одной из особо глубоких ям я выловил хариуса и начал кидать к обрывчику на берегу, у которого лежали бревна в воде. Клюнула щучка, в прозрачной воде виднелись еще и размерами явно побольше — стал охотиться за ними. И одна из них взяла!! «Крокодил» внушительных размеров сразу пошел от берега в самую яму омута и начал таскать во все стороны!! Таскал так что меня с каяком стащило в то место где стояли щучки и где я его зацепил — из под лодки метнулись еще пяток щук размером со здоровую руку! А щука на том конце стала уставать и я начал ее вытаскивать ближе к поверхности из ямы, я, уж было, начал подтаскивать к каяку, но зверюга, изобразив пару колоссальных свечек, обрызгав меня с ног до головы, сошла в последний момент! Щук я распугал, а мои спутники ушли дальше по течению — могли начать беспокоиться, времени на забросы и борьбу со щукой ушло много, пришлось сматывать спиннинг и идти дальше, но место я запомнил, приду в следующий раз!

Догнал своих, рассказал с горящими глазами про щуку, показал улов, пошли дальше.

Сплав по Койве

Через некоторое время берега разошлись, лес поредел — мы подплывали к Усть-Койве. Я, тем временем, поймал еще голавля, да пару упустил.

Отправили одного за машиной — оказывается была пятница, на базу прибыли группы туристов — десятки человек, катамараны, ящиками таскали еду, бочками воду и бухло, удалось уехать в Кусье-Александровский с одним из автобусов, который привез туристов, а мы, глядя на сборы, стали сматывать удочки, лодки и вещи. Дорога от Усть-Койвы до Кусье-Александровского это прогребенная грейдером глиняная грунтовка с большими камнями, нужно ехать осторожно, но проезжаемо на любой пузотерке, но, например, большие автобусы туда не лезут — только Пазики. Сплав получился отличный — река одна из самыйх красивых и интересных, за счет того что постоянно меняется — то тихая и глубокая, то перекаты и быстрая вода.