Долго не буду тянуть кота за хвост и перейду сразу же к сути: оказалось что многие не в курсе про самые, казалось бы очевидные для меня, факты про зимние шины, и про них ходит куча разнообразных мифов.
Решил поделиться некоторыми из этих мифов и развенчать их, потому что сам занимался неоднократно тестированием шин на испытательных полигонах, треках, с профессиональным оборудованием и вот это вот все, плюс личный опыт.
Разберем некоторые мифы относительно различий фрикционных и шипованных шин:
0. Липучка — прилипает. Это не так, если бы она прилипала, автомобиль никуда бы не поехал. Нешипованные шины зимние называются фрикционными и только так! Называются так потому что работают по принципу трения.
1. Фрикционные шины лучше тормозят на асфальте чем шипованные — якобы шипы мешают и не дают протектору работать. Это не так — состав фрикционных шин более мягкий и имеет больше ламелей, что сказывается на торможении — по замерам тормозной путь на шипованных шинах при прочих равных будет короче, чем на фрикционных шинах. Причем чем выше температура, тем больше разрыв.
2. Фрикционные шины лучше подходят для асфальта, для мягкой зимы, для городов где хорошо чистят, и в межсезонье, когда уже тепло, чем шипованные шины. Нет, это не так — по той же причине.
3. Шипованные шины хуже на мокром асфальте. Это не так — фрикционные шины имеют такой состав резиновой смеси, что не могут работать по мокрому так же хорошо. Поэтому на мокром асфальте шипованные шины лучше.
4. Современные фрикционные ничуть не хуже чем шипованные шины. Это не так — практически по всем параметрам (кроме акустического комфорта, по понятным причинам) даже лучшие фрикционные шины оказываются в лучшем случае на уровне средних не шипованных, но как правило — на уровне посредственных шипованных шин.
5. Для города лучше фрикционные шины, для загорода, небольших городов, деревень. Делаем краткий вывод по использованию зимних шин и замерам: шипованные покрышки для льда, фрикционные — для заснеженных дорог. Поэтому именно для города, где часто асфальт, много обледенелых участков, накатанные дворы, лучше, на самом деле, подойдут шипованные шины. Для небольших городов, для загородного неинтенсивного движения — фрикционные шины подойдут лучше — так как часто эти дороги заснежены и шипы не так актуальны — работает протектор.
6. Фрицкионные шины работают одинаково хорошо и при нуле и при морозе -30. Это не так — чем теплее погода, тем хуже работают фрикционные шины и разница между ними и шипованной резиной будет больше. Особенно это заметно на недорогих шинах, на топовых разницы замечено не было.
7. На фрикционных шинах можно ездить круглый год. Фрикционные шины крайне чувствительны и чувствительны в гораздо большей степени чем шипованные шины, к температуре окружающего воздуха. летом, на жаре, когда асфальт раскаляется, фрикционные шины будт очень плохо работать — автомобиль неприятно управляется, плохо тормозит, легко срывается в скольжения, плохо противостоит аквапланированию. Кроме того сэкономить, не покупая летние шины так же не выйдет: фрикционные шины при положительных температурах крайне быстро изнашиваются, намного сильнее чем шипованные. Впрочем на шипованных летом ездить даже законодательно запрещено.
8. Фрикционные шины более универсальны чем шипованные. Это не так и по выводам выше ясно что шипованные шины универсальнее и меньше зависят от температуры, работаю более в широком диапазоне температур и их свойства меняются меньше чем у фрикционных. Но за это придется заплатить шумом.
9. Шипованные шины ничем не отличаются от фрикционных шин кроме наличия самих шипов. И когда шипы выпадут, будет работать как обычная фрикционная шина. Это совсем не так — рисунок, количество ламелей, пятно контакта, состав резины, и многое другое различны и если шипованная шина лишается шипов, она не будет работать так же как фрикционная. Тем не менее по большей части шипованные шины работают как нешипованные фрикционные.
10. Фрикционные шины можно ставить пораньше, а шипы желательно попозже — ближе к снегопадам. На самом деле никакой разницы нет: есть неустойчивая погода и возможность гололеда — ставим зимние шины! По износу разницы никакой — все равно большую часть большинство автомобилей ездят по асфальту и твердому покрытию, и нынешние шипы уже не имею таких проблем как раньше с преждевременным вылетанием.
10. Ну и напоследок — летние шины на холоде не работают, в отличии от зимних. Это не так, на сухом, без льда и снега, асфальте летние шины работают все равно лучше зимних.
Резюмируя, скажу так: прогресс не стоит на месте и шины эволюционируют, и разница между шипованными и фрикционными шинами сокращается, особенно это заметно в топовом сегменте и менее очевидны в бюджетном сегменте. Тем не менее универсальнее и безопаснее все же шипованные шины, но главный их минус в другом — шум от шипов, от которого нельзя избавиться. По акустическому комфорту фрикционные шины намного лучше. Есть еще минусы шипованных шин — они разрушают асфальтовое покрытие, которое у нас и так то не очень устойчивое, а так же пыль от асфальта воздействуют на здоровье. Так же не могу не сказать о том что фрикционные шины более технологичные, и более сильно различаются в зависимости от цены и качества. Поэтому дешевые фрикционные шины это крайне сомнительное приобретение.
Например сильно разрекламированные и почему то со множеством положительных отзывов, но на практике очень посредственные шины Виатти, единственным, но бесспорным плюсом которых является низкая цена.
А что выбирать дело каждого, и его предпочтений и условий эксплуатации. Сам в последнее время предпочитаю фрикционные шины — выезжаю за пределы России, где (кроме Скандинавии и некоторых стран) шипованные шины запрещены, на них комфортнее на дальняках, и интереснее ездить. Для внедорожников предпочитаю шипы — проходимость на них выше. Кому интересно — живу в Пермском крае, пятая-шестая снеговая зона. Если интересно кому, то считаю вот эти шины лучшими зимними шинами — Continental IceContact 3
И если не трудно, ответьте что предпочитаете и напишите в комментариях — почему и какие именно.
Почему никто не в состоянии сделать шиномонтаж?