Кто не знает — мой автомобиль для души — имеет задний привод и заднее расположение мотора, нет, это не Порш 911 (кстати последние 911 имеют среднемоторную компоновку), это олдскульный VW T3 Caravelle, кроме того часто катался на такой машине как BMW135 — это самый мелкий бмв размером с мини, но с задним приводом и тремя сотнями лошадиных сил. Другие машины тоже были, но в рамках коротких поездок, тест-драйвов и так далее, все остальные — переднеприводные или полноприводные. И я сейчас не буду рассказывать нюансы управления заднеприводным авто, это отдельный разговор, и отдельное удовольствие, сейчас поговорим о практичности в условиях российских зим и «дорог», с точки зрения проходимости.
Так вот — бус был на старинных советских шинах — летних ИД-220 и ОИ-297 зимних с шипами, они изношены, да и по возрасту были мягко скажем не молодые, про тесты можете прочитать по ссылкам. Надо было покупать новые шины, и я выбрал фрикционные шины легкогрузовые, почему — читать тут.
Новые шины нужно было протестировать в условиях легкого бездорожья — на дороге они отлично работают!
Ради этого и ради снимков в зимнем лесу я поперся в лес в нескольких сотнях метров от дома (на всякий случай). Заехал по целине в лесочек, сделал фотографию, начал разворачивать машину, попал на небольшую ямку от колеи и все — бус встал. Докапывается о земли, а она превращается в лед.
Кое как, подкладывая ветки, подкапывая снег, я выехал.
Увидел несколько проблем:
1. Развесовка — на данный момент задняя часть буса задрана немного относительно передней части, основная масса пустого буса приходится видимо на передние колеса (в оригинальном состоянии развесовка 50х50) и задние бус просто проворачивает моментом от дизеля крайне легко (иногда даже на асфальте!). Решение — менять передние и задние пружины, либо временное решение — нагрузить заднюю часть.
2. Буксовать бесполезно — он просто или глубже зарывается, либо намораживает еще больше льда под колесами. Нужно на грани холостых оборотов и на грани срыва колес в скольжение, тогда удавалось немного продвинутся. Решение: не буксовать, ехать на низких оборотах на пределе и бус зацепится, раскачка на минимальных оборотах так же помогает.
3. Фрикционные шины может и не плохи на дороге, на льду, но в плане проходимости с шипами, на более развитых шашках зацепа больше, это факт.
4. Бус крайне зависим от шин, советую не экономить и подбирать под ваши цели лучшее.
5. Лопата и мешок с песком — лучшие друзья (мешок нагружает зад и, если не помогло, поделится песком)
6. Проходимость парадоксальная — в одном месте где точно не ожидаешь бус едет как ни в чем не бывало, в другом, где и не думаешь что можно встать — он встает.
7. Очень спасла бы ситуацию имитация блокировки дифференциала, но это на такой технике невозможно, только физическая блокировка, причем не самоблок нужен (он просто не успеет сработать, а после пробуксовки от него может не быть толку), а именно механическая полная блокировка.
Ну и конечно, чуть позднее я попробовал дедовские методы улучшения проходимости на заднем приводе:
- Положил два железобетонных столбика в багажник, общий вес около 100-140 кг, стало намного лучше — зацепа явно прибавилось и там где я уже вставал бус явно находил зацеп и трогался с места.
- Спускал шины до 0.8-1 атм — суть тут такова: приспущенную шину расплющивает и увеличивается пятно контакта — машина меньше проваливается, больше зацепа задним колесам, больше шансов за микрорельеф зацепится — покрышка как бы облегает неровности. Причем спускать нужно и задние и передние.
- Передние колеса прямо! На бусе, как и на многих других заднеприводных авто большой выворот передних колес, и если вывернуть их сильно, получается что они просто как в распор встают и не дают машине тронутся. И там где на вывернутых колесах бус просто стоял шлифовал, на прямых он с трудом, но трогался! ТО есть добиваемся минимального сопротивления качению.
- Грузим пассажиров! В одну горку я застрял так что выехать не получалось ну вообще — свежий снег, а под ним лед. Бусик толкали четверо парней — ни в какую! Попросил их уже в отчаянии сесть на задний ряд ( в бусе три ряда сидений) и выехать удалось с первой же попытки!
- Без пробуксовки! Трогаемся на моменте с минимальными оборотами колес. Если просто трогаться с места как обычно, дизель легко проворачивает колеса — момент с самого низа, колеса накатывают лед и все — приехали! Поэтому трогаемся с минимум газа, на грани того что бы мотор задергался и заглох и на минимуме момента колеса тихонечко на холостом ходу находят зацеп. То есть главное не буксовать — началась пробуксовка — лучше сразу остановиться и попробовать еще без пробуксовки. Можно воспользоваться второй передачей. Главное помнить — на заднем приводе пробуксовка бесполезное занятие.
- Раскачка. Что бы не буксовать, тормозимся на первых стадиях пробуксовки, включаем заднюю и по накатанной колесами (передние прямо) колее возвращаемся назад, если получилось с разгончика преодолеваем сложный участок, если не вышло проезжаем сколько можно и так постепенно туда-сюда удлиняем без пробуксовки протоптаную колею и постепенно выезжаем.
- Ручник. Попав на какой то сложный участок, часто бывает что одно колесо или вывешивается или попадает на участок с меньшим сцеплением, в итоге одно колесо буксует, другое стоит, а машина никуда не двигается. помогла бы блокировка дифференциала, но если ее нет, можно немного схитрить — натягивая ручник можно добиться того что бы колеса крутились , но притормаживались — так буксующее колесо притормозится, и часть момента перейдет на колесо имеющее сцепление с грунтом и машину получится стронуть с места. Некоторые для этого ставят даже два ручника — на левое и правое колесо, что бы можно было притормозить именно буксующее колесо.
- Цепи\браслеты. Часто они сильно помогают. Но не у всех они есть. Но есть выход — можно придумать им замену. Например примотать на трос, веревку, ремень, что угодно — палку\палки\монтажку\лом\что угодно к колесу и выехать — они обеспечат зацеп и площадь пятна контакта.
- Не спеши! Не надо торопится, даже если торопишься или кто то сигналит — лучше вдумчиво выехать из засадного места, чем поторопившись порвать, повредить машину либо засадить ее так что без помощи не выбраться.
- Не забываем вовремя менять изношенные шины, шины по сезону, и просто шины с лучшим зацепом — авто на заднем приводе очень чувствительны к шинам и проходимость сильно зависит от протектора шин.
- Лопата — я всегда с собой вожу саперную лопату, может пригодиться.
- Ну а если ничего не помогает, на бусике люди с удовольствием выручают и никогда не берут денег, так как отношение к нему сугубо положительное! Бывало что о толкнуть помогали и дернуть тросом.
Есть еще вариант — на собачье упряжке))
Запуск 30 летнего дизеля зимой после простоя на летней соляре.