Я никогда не рассматривал Матиз как автомобиль, как и многие — ну что за тележка из супермаркета, с моторчиком от газонокосилки? Мелкий, амплуа женского автомобиля, слабый трехцилиндровый моторчик, короткая база, узкий. До тех пор, пока на какое то время мне не пришлось вынужденно на нем поездить. И даже понимая что я недолго поезжу, я думал, во дурак, а не стремно ли на нем ездить, да еще и красненьком?
Но, поездив буквально пару недель я просто влюбился в этот автомобильчик и причин тому было очень много и сейчас я вам расскажу о них и что именно побудило меня его потом купить и счастливо проездить почти семь лет — эта машина которой я дольше всего владел (обычно я очень часто меняю машины, и кроме него у нас в семье было аж целых ТРИ Матиза), специально для статьи, я нашел старые фотографии своего Матизика.
Ну и приступаю к причинам почему Матиз гениальный и недооцененный автомобиль:
- Превосходит ожидания: ну что ожидаешь от такой машины? Довез до работы, и из магазина привез пакет. Справился, молодец, чего больше? Но выяснилось что у этой машины столько много талантов, и свойств которых совсем не ждешь, а главное он живой, он как щенок — давай поиграем, давай поносимся, а смотри как я могу! И он реально может!
- Габариты. Машина полтора метра шириной, полтора высотой и 3.5 длинной, свесов нет, колеса почти по углам стоят, остекление большое, стойки довольно узкие по современным меркам, зеркала уменьшают и в них все хорошо видно, капот короткий. В итоге я, после нескольких тренировок, на подобных машинах паркуюсь с точностью до буквально несколько миллиметров! Очень хорошо габариты чувствуются, и легко ориентироваться в пространстве.
- Динамика. Конечно, ожидать динамики спорткара и хотя бы на уровне обычных авто не стоило. Но выяснилось вот что — задержки на действия газа — минимальны, благодаря тросику (!!!) газа, а динамика до городских скоростей, скажем до 60-70 м\ч более чем достойна благодаря коротким передачам и окружающие совсем не ожидают что Матизик выскочит со светофора первым и долетит, пока никто не опомнился, до следующего. В общем управление ускорением таково что это делать просто и удобно и вполне динамично. После 70-90 машина сильно скисает. И это на моем трехцилиндровом моторе с 51 силой! А ведь есть еще четырехцилиндровый, литровый мотор с 64 силами.
- Расход топлива. Если Матиз не гонять и в хвост и в гриву, даже в городе легко умяться в 6 литров, а за городом, в спокойном режиме расход падал до 4 литров. Но ездить спокойно на нем было трудно!
- Управляемость. Что можно ожидать от тележки на узеньких 155 колесах? А вот фигу вам! Жесткая подвеска, короткая рейка, древний гидроусилитель руля делают машину более чем понятной — отличный ноль, поворачиваешь руль немного, сразу наливается правильным усилием, и ты всегда понимаешь в каком положении находятся колеса и имеешь нужное усилие. Это вселяет еще одну уверенность — можно зажигать в поворотах до визга шин и даже в скольжениях он очень понятен и не развивает резкого заноса, главное не злоупотреблять этим на сухом асфальте — может кончится переворотом. При этом сзади балка, не полунезависимая скручиваемая, а просто прямая нескручивающаяся балка, как мост! И на скорости выше сотни машина не превращается в нервного карта, хотя база короткая и подвеска жесткая.
- Бездорожье. Казалось бы ну какое на нем бездорожье? А вот такое! Судите сами: короткая база, колеса по углам, короткий передний бампер, довольно высокий, заднего свеса считай что нет, сухой вес сильно меньше тонны. И даже несмотря на просвет в 15 см я на нем легко ездил на рыбалку, когда другие ржали на кроссоверах — мол если что на тросе тебя затащим. По итогу стояли, буксовали, а я проезжал и не вставал нигде, удивляя всех. Главное шинами хоть какой то зацеп сохранять. Другой пример — начался весной снегопад, тепло, все начало таять, во дворах колеи, на улицах ад, снег который не чистили толком всю зиму проваливаться начал. В итоге кое как приехал на стоянку на Матизе, поставил его и сменил на более подходящий в этих условиях автомобиль — легендарный Ленд Крузер с его легендарной проходимостью.. Которой хватило что бы выехать со стоянки и его масса продавила снег и он просто лег на пузо! И это там где я только что проехал на Матизе! Причем если бы Матиз я мог бы раскачать, даже вытолкнуть самому (такое случалось) или силами одного человека, Крузак встал намертво и только трактором удалось его вытащить и то не с первого раза! Я зауважал Матиз еще больше, хотя понятно что ситуация не типичная и крузак по большей части конечно проходимее, но масса сыграла свою роль.
- Вместительность. Ну что можно положить и кого перевезти в машине длиной 3.5 метра? А вот фиг там — спереди вполне хватает места и за мной на втором ряду легко я сам за собой с запасом для коленей сажусь, а сверху и вовсе солидный такой запас, при этом двери почти квадратные, не надо как на многих машинах наклонятся! Багажник маловат — 155 литров, но это не мешало мне возить два велика, лодку и сабвуфер одновременно. Или например 4 людей и скарб для похода — 4 рюкзака, палатка, пенки, и прочее. В любом случае он оказался вместительнее чем от него ожидаешь, и многие кто садился сзади, отмечали что пространства вполне хватает.
- Экстерьер — мне очень нравился дизайн с круглыми фарами, этакий игривый щенок. Игривый, мягкий и неагрессивный дизайн. К тому же к нему приложила руку студия дизайна Джорджетто Джуджаро — изначально дизайн делался для Фиат, но что то пошло не так и его выкупил Daewoo, а сам кузов и интерьер делала итальянской дизайнерской компанией ItalDesign-Giugiaro — они например сделал легендарный VW Kafer или многие Альфа Ромео и Мазератти.
- Интерьер вполне функциональный и симgатичный — яркие сидения, неплохие материалы и подгонка материалов, пусть и простенько, но со вкусом. Сидения кстати хотя и не совсем удобны для высоких водителей, мне пришлись как раз — в меру жесткие (не люблю мягкие сидения) и с работающей боковой поддержкой. А приборы с синими шкалами как то веселей делают приборную панель, ну и так же округлый, мягкий, неагрессивный дизайн. А главное всегда все под рукой.
- Безопасность. Почему то многим кажется что это консервная банка, которая просто сомнется при любом ударе, но это не так — что зарубежные краш-тесты, что российский, сделанный журналом Авторевю, показали что уровень безопасности, на отличном уровне — 11 баллов, и это без подушек безопасности и преднатяжителей ремней! Столько же, чуть больше, например набрала Веста Кросс СВ, Уаз Патриот набрал 5.3 балла, Гранта и Калина так же меньше — по 10.
Ну и случай из жизни — знакомый попал по классической схеме в ДТП с перекрытием в 40% с Нивой классической, Матиз всмятку, морды нет, повреждения очень серьезные, на Ниве повреждения не сильные, казалось бы все обошлось и даже машину можно отремонтировать и ездить дальше (Матиз без вариантов под списание), но.. в Матизе знакомый получил переломы ребер, бедра ссадины и прочее, его жена — получила переломы ребер, пальца и ушибы, в Ниве и водитель и пассажир не выжили((
- Легкость. Она во всем — легкий, но информативный руль, легкие педали, легко переключать передачи, легко парковать, легко водить, легко учится, прощает многие ошибки, да и вообще все на этой машине дается легко — машина интуитивно понятна и предсказуема.
- Нейтральность. Эту машину не замечают лишний раз в потоке, она не вызывает агрессии, не замечают сотрудники ГИБДД, у нее нет какого то отрицательного имиджа. Единственное что Матиз прослыл женской машиной, хотя я считаю что глупо вообще делить машины на мужские и женские.
- Дешевизна ремонта и обслуживания. Это стоит просто копейки — все расходники есть на любой вкус и кошелек, но всегда они стоят подешевле чем на другие машины. Например не обязательно покупать канистру масла — достаточно купить три литровые банки. Конструктивно он очень прост, потому как не имеет лишних деталей. Иногда я сильно поражался что запчасти на велик обходились дороже чем на Матиз. И главное — он довольно неприхотлив к качеству обслуживания и качеству запчастей — неплохо пойдут качественные и недорогие аналоги. Кстати, на него запчасти всегда в наличии и найти что то что будет стоить дорого или придется долго ждать просто нереально — на Лады запчасти сложнее достаются и дороже по ценам. Наверное единственное что я бы посоветовал внимательно отслеживать — качество масла и его своевременную, а лучше привентивную замену, так как небольшой объем не даст вам запаса. Так же стоит вовремя менять ремень и ролики ГРМ — гнет клапана при обрыве ремня. Шины\диски стоят копейки.
- Надежность. Несмотря на свою игрушечность, несерьезный вид машина вполне надежна и в первую сотню тысяч можно обойтись мелкими расходниками и ремонтом мелочей. Все что ломается, как правило — несвоевременное обслуживание или косяк водителя. Подвеска вообще неубиваемая — мы ни на одной машине ни разу ничего не делали.
- Уверенный запуск. В любые морозы Матиз запускался, главное не залить свечи — если не вышло, нужно немного продуть цилиндры (запускать с полностью нажатым газом), подождать. Единственная проблема — аккумулятор штатный на 35 Ач, долго крутить или слушать музыку с ним не получится. Но вот например родной аккумулятор до сих пор у меня стоит в гараже как резервный, хотя ему 13 лет! Да и стоит он, даже увеличенного объема дешево.
- Комфорт. Несмотря на простоту и дешевизну, он вполне комфортен — не особо шумен для таких авто (привет Гранты/Калины с воем коробки и вечно гремящим салоном). Минимум необходимого у вас будет — усилитель руля, стеклоподъемники, кондиционер. Подвеска хоть и жестковата, вполне справляется с перепетиями российских «дорог». А возможена коробка-автомат еще.
- Тюнинг. Мало кто видел тюнинговые Матизы, но тюнинг для них есть — как повышающие комфорт, так и для расширения возможностей: всякие автозапуски, сигнализации, дуги, багажники на крышу, бокс на крышу, подвеску можно занизить\завысить, можно заменить колесные диски.
- Тюнинг двигателя. Но главное конечно мотор. Например у меня была мысль купить литровый Матиз и вместо штатных 64 л.с., путем нехитрых манипуляций, выжать из него сотню сил без особых потерь ресурса за смешную сумму. Я ездил на такой машине — она для такого малыша просто пушка! Тюнинг оочень доступен и прост.
- Путешествия. Может показаться странным, но люди на них вполне себе проезжают по тысяче в день без особой усталости, мне на практике удалось проехать почти 2000 км за сутки. 1500 км вообще не проблема. Вдвоем есть и куда багаж положить, и вполне удобно и машина не теряет в динамике. А с его расходом топлива на Матизе можно уехать довольно далеко даже на его 29 литровом баке. Основное ограничение больше в голове, нежели в невозможности путешествовать на Матизе. И кстати ночевал я в нем тоже не раз — не сказать что прям удобно и просторно, но это реально более чем — салона хватает.
Подведу итог: Матиз вполне может сгодиться как для начинающих, так и для опытных, как для крепких мужчин, так и для маленьких девочек, он вполне способен решать утилитарные задачи и быть единственным автомобилем в семье. При этом он будет требовать минимум по обслуживанию и ремонту. Но главное это то что он дарит положительные эмоции! Он всегда делает то чего от него и не ждешь, он всегда превосходит ваши ожидания, он как игривый щенок который так и подзадоривает — подкинь мне задач, давай поиграем, давай пошалим, поносимся, он юркий и простой, очень понятный и воспринимается сугубо положительно несмотря на всего его недостатки и компактные размеры. Он как велосипед среди машин)
Но о недостатках и проблемах Матиза я расскажу отдельно, к сожалению, они тоже есть и их нужно учитывать, один из недостатков заставил меня его продать!
Если с чем то не согласны, или наоборот готовы поделиться опытом владения этой замечательной машинкой — прошу в комментарии. Если есть вопросы — не стесняйтесь, спрашивайте, отвечу, поделюсь богатым опытом владения.
А вообще, я люблю маленькие машины, но, к сожалению у нас из недорогих авто подобного размера осталась только Киа Пиканто, которую я тестировал и она мне очень понравилась!