ярый камень

По пути медных барок Уинского медеплавильного завода

Село Уинское, как и многие поселки и села на Урале, возникло благодаря дарам Уральских гор — типичное горнозаводское происхождение. Нашли медь, сделали пруд, нагнали местных татар, башкир и крестьян с запада страны и давай добывать, да продавать.

Процесс был крайне прост — набирали то что производили, в случае Уинска — это медь, складывали в деревянные барки, а по весне, с паводком, с помощью пруда и его волны и потока воды (он специально набирался и спускался для сплава) барки шли в Ирень, Сылву, Каму да хоть куда дальше. Схема типичная, и многие пруды в таких населенных пунктах остались, как остался и в Уинском.

пакрафт с велосипедом

Так как осень радует погодой — теплой, солнечной, а дурная голова покоя не дает рукам и ногам, взял велик, доехал до реки Аспа и прям в Уинске спустил на воду пакрафт, решив дойти до места впадения Аспы в Ирень и села Чайка. Велик, по старой схеме, пристегнул на пакрафт «пауком». Отчалил, взял спиннинг покидать, мало ли что попадется.

Вышел на воду, в итоге, в 15-00.

пакрафт с велосипедом

За парой поворотов на ямке, которую называют лиман, увидел толпу рыбаков — спросил клюет ли, сказали что вона, какие баржи, намекая на пакрафт, ходят, откуда клевать то станет?

Настроение огонь, погода тоже — настроился на позитив и легкую прогулку.

Реальность шмякнула по носу уже за поворотом: поперек реки лежит дерево и куча мусора застрявшего в ветвях.

сплав урал

Пришлось обносить, с великом это по крутым заросшим берегам делать, мягко скажем, проблематично — потерял много времени, прошел 25 метров))

Кто бы мне сказал, что будет дальше… Но некому было — иду дальше!

Через 20 метров — снова поваленное в воду дерево с кучей мусора — удалось, отломав ветви и вершинку, протиснуться между берегом и деревом, ну и что, что завалило пакрафт сухим мусором с дерева?

Списываю на «хозяйственную» деятельность человека, дальше будет лучше, за населенным пунктом, надеюсь, по гугл картам и спутниковым снимкам лишь три места где деревья закрывают реку, там возможны проблемы.

Доплыл до местной достопримечательности — Ярого камня, говорят (в каждом городе на Урале такое говорят), что в нем пещера есть и там спрятаны сокровища Пугачева — он тут мимо проходил и, в итоге, сжег Уинский медеплавильный завод.

ярый камень

Камень раньше был больше намного, но барки просто бились об него: крутой поворот почти на 180, поток воды нес прямо на скалу, потому, не мудрствуя лукаво, его взорвали.

Для пакрафта проблем нет — поток не такой уж большой, а он маневренный и проскакиваю на скорости, успевая делать фото.

ярый камень

Дальше пошло лучше — рыбаков нет, течение отличное, даже не во всех горных речках такое есть, кое где кидаю спиннинг, вышел за Уинск, погода шепчет, иду на расслабоне.

сплав на пакрафте

Дальше в лес — больше дров. Буквально — русло просто завалено деревьями, кустами. Приходиться быть начеку и маневрировать, вкупе с течением даже интересно так идти. Слалом между торчащими ветками, досками (с гвоздями), стволами иногда кончался тихими местами с большой глубиной — по замерам бывало и 3-4 метра. Там уж греби — течения почти нет.

сплав на пакрафте

Так иду, петляя рекой и пакрафтом, пару-тройку километров: где то справа дорога лесная, если что можно вернуться, решаю, что раз идти можно и без особых проблем — надо идти до конца, погода может потом не дать. Дорога, судя по карте кончается, дальше только река, лес и болота.

ярый камень

В какой то момент начали попадаться поваленные деревья — судя по даже не тропам, а целым дорогам, бобров тут навалом, их зубов дело.

Какие то получается  пройти, обломав ветки, какие то — по верху, какие то — ложась в пакрафт руками проталкивая под стволом над водой.

сплав на пакрафте

Это сильно задерживает: в среднем темп был 12 минут на километр, кое где доходило уже до получаса на километр.

Рыбалку я уже забросил — времени нет особо, солнце клонится к закату, надо идти в темпе, благо треть пройдена.

Но дальше стало только хуже — бобры совсем распоясались, где то деревья подмыло и они упали. В общем, на барках уже ну никак точно не пройти.

сплав на пакрафте

По сути река — не судоходна и никто по ней не сплавляется в своем уме. Лишь благодаря узости и компактности пакрафта удается как то идти, обнося, перелазя, перепрыгивая, ломая ветки, деревья. Было и пара перекатов — глубина от силы 15 см в самом глубоком месте, но это нам ничего.

Но, время потеряно на препятствия, солнце заходит, а назад не вернуться — по лесу не пойдешь же с великом, пакрафтом.

сплав на пакрафте

Ну что ж — включаю режим «лось» и гребу так быстро как только можно, когда это позволяет река — средняя скорость вырастает аж до 7-8 км/ч. Темнеет, уже не до фоток, ясно что если препятствий будет немного — успею. Будет много — нет.

сплав на пакрафте

Сбылся последний вариант — начал пропускать бревна, тыкаясь и не замечая под черной водой, идти еще четверть, который раз ломлюсь через бревна, ветки. Пока не нарываюсь на совсем уж неприличный завал друг за другом несколько упавших деревьев, который только обносить, а берега крутые, темень, не видно уже ни зги, метр перед собой.

Возвращаться назад — далеко, не выйти.

В темноте нахожу берег, кое как вытаскиваю пакрафт — обносить далеко, ничего не видно, кусты, трава под два метра. По реке идти в такой темноте уже опасно. Где то справа должна быть полевая дорога, заранее карты смотрел. Оказалось, что я дошел до места где она начинается. Решаю складывать пакрафт и идти на дорогу, ну его рисковать.

Оказалось, что фонарик в телефоне почему то включается на две секунды и тухнет. Перезагрузка не помогла. Весело, стою ржу — по лесу в темноте и куда идти не понятно)) Ладно, экран на максимум, и при свете экрана собираю велосипед, складываю пакрафт. Пока собирался стало черно как в душе маньяка, полметра — все что вижу перед собой в свете экрана. Кусты, трава, крапива, деревья — ничего не понятно, ямы — не видно ничего. Ок, не вижу куда идти — чего смотреть? Иду по приборам — смотрю в навигатор и ломлюсь, если в сторону клониться начинаю — обратно возвращаюсь. Ломлюсь через какие то несусветные дебри, еле волоку велик продираясь через заросли, по которым может сто лет никто не ходил.

Потом стало чуть легче, но дорогу я даже не заметил, только навигатор сказал, что я ее пересек. Вернулся, внимательно светил — целый метр от экрана видно! Нашел.

Дело пошло куда лучше — вытащил из головы репей, отряхнулся от веток, травы и пошел по дороге. Потом вовсе ровно пошло — на велик сел, тихонько еду, ну подумаешь падаю в колее иногда поскальзываясь в лужах — я же их не вижу.

Где то Чайка фонарями куполом светится, не далеко осталось. Тут бац — звонок, кот дома поймал мыыыышь!! Чо делать???!!

Мышь, конечно, страшный зверь, да только у меня второй раз от холода уже телефон сел и выключился)) Ладно, километр-другой без приборов — какая ерунда по темному полю с минами от коров. Вот бы зрение кошачье)

Ну дошел до деревни где то тут (не видно) Аспа впадает в Ирень, перешел через мост — благо знаю где он, да поехал домой, 12 километров по асфальту фигня совсем, гора в 3 километра — детство вспомнил, звезды вдали от населенных пунктов на черном небе — закачаешься! Хорошо разметка есть — белые полосы единственное что видно в черноте, кроме звезд.

Итого: 16 км на велосипеде, 18 км сплава, 5 пешком по темноте и дебрям, я доволен.

Река Аспа от Уинска до Чайки не судоходна, барки не запустишь, проверено.

При сильном желании пройти можно, но трудно и далеко не на всем — нужно что то компактное и легкое, как пакрафт. Будь это лодка, я бы просто не прошел, замаялся таскать, перетаскивать, все же пакрафт дает иную свободу передвижения.

Делать так, без подготовки, без трех-четырехкратного запаса по времени и силам, без навигации, фонаря не советую. Река забита упавшими деревьями, бобры работают. Кроме того, что удивило, река на ВСЕМ протяжении забита мусором-доски, пластик, бутылки, какими то НЕЛЮДЯМИ, которые выбрасывают мусор в реку.

Будь время, буквально чуток, удалось бы пройти — не думаю, что завалов осталось впереди много, близок подпор Ирени и глубина хорошая.

В любом случае, исторический сплав, я считаю, пройден. Стало понятно в каких условиях работали люди, как это было, опасные повороты, завалы, возможно лед, течение. И все это 250-150 лет назад без техники, сплавили почти 300 тысяч пудов меди. Это не мы — диванные сплавщики.

Очень жаль что реку запустили — чем не туристический маршрут? Интересно ведь, река действительно интересная. Почему это не развивать? Но — никому не нужен туризм в нашем районе, так, отчеты написать о выполненных мероприятиях. Но есть и плюс — в диких местах, с приключениями, там где никто не ходит куда как интереснее!)) Узнавайте свой край, свою историю, храните ее, берегите природу и ходите в походы!

 

Автор: Юрий (Er...)

эксперт по автомобилям и мотоциклам в Перми

Обо мне

Комментировать здесь:

Через Вконтакт

1 комментарий

  • Уинский медеплавильный завод был пущен 22 декабря 1749 года. Его основал кунгурский купец Тимофей Иванович Шавкунов на арендованных у татар землях. С 1763 году завод принадлежал генерал-аншефу А.И. Глебову, а с 1769 – крупному заводчику Савве Яковлеву (Собакину).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *