Обгон зимой, все о нем: безопасно и удобно.

Катаясь по трассе на своем стареньком 30 летнем бусике не торопясь, с подобающей ему солидностью и благодаря маломощному атмосферному дизельку, я заметил что народ у нас в стране категорически отказывается учится обгонять безопасно и так что бы это было удобно для всех.

Возможно я помогу вам узнать для себя что то новое и вы научитесь делать это не создавая помех и максимально безопасно.

Сейчас будут прописные истины, но они работают, и нужно их придерживаться:

  • Не уверен не обгоняй! Если вы не видите перед собой (закрытый поворот, попутные ТС и тп), не уверены что успеете завершить маневр, не уверены в покрытии и в динамике своего автомобиля, даже если просто что то ёкнуло (внутренний голос сказал не надо), не нужно все равно обгонять — будет другая возможность.
  • Сигнализация другим участникам дорожного движения. Профессиональные водители, да и просто ответственные и думающие помогают обгонять себя. Например, я всегда покажу догоняющему и собирающемуся обгонять сзади идущему ТС поворотником: правый — чисто, обгоняй, левый — не лезь, подожди. Присматривайтесь к ним и помогайте сами — вас поблагодарят, безопасный обгон выгоден обеим сторонам.
Обгон зимой, все о нем: безопасно и удобно.
  • Рассчитывайте время обгона. Не нужно пытаться рассчитывать обгон по расстоянию, нужно рассчитывать по времени: условия меняются, скорость так же и правильно посчитать расстояние бывает сложно. Поэтому держите дистанцию до обгоняемого и встречки во времени. То есть например — до обгоняемого дистанция должна быть в минимум двух секундах. Точно так же работает и до встречного ТС, вам нужно определенное время что бы успеть завершить обгон.
  • Запасайтесь. Всегда держите запас по времени до других ТС, особенно зимой, так как тормозной путь может быть нааамного больше чем летом, кроме того покрытие сильно неравномерно — где то удается затормозить за 40 метров, а через сто метров и ста метров не хватит. Не лезьте не имея запас на обгон — вдруг что пойдет не по плану, запаса у вас не будет. Так что зимой — кратный запас времени и расстояния.
  • Плавность. Не нужно резко крутить руль, нажимать сильно на акселератор, выезжая на встречную полосу — часто есть ледяные\снежные\каша полосы, где сцепление с шинами совсем другое чем в колее прочищенной шинами. Да и саму колейность, слэшпленнинг, аквапланирование не отменял. Поэтому не торопясь, ПЛАВНО ускоряемся, делаем маневры рулем, если необходимо — тормозим.
  • Не тупим. Плавно это не значит медленно — чем меньше вы находитесь на встречной полосе, тем безопаснее. Поэтому делаем все плавно, но достаточно быстро, не забываем пользоваться динамикой своего автомобиля — обязательно научитесь ускорятся быстро и плавно, без скольжений. Не забывайте переключится на пониженные передачи на ручной коробке, продавить до кик-дауна акселератора, что бы автомат переключил передачу-другую, либо, если есть такая опция, переключаем принудительно КПП на нужную передачу ЗАРАНЕЕ, до начала обгона. И на обгон уже выходим с запасом тяги, быстро обгоняем, плавно возвращаемся на свою полосу.
  • Превентивный разгон. Держим достаточную дистанцию до обгоняемого и разгон начинаем ДО перестроения в другую полосу еще на своей полосе — так у вас лучше обзор, больше времени на маневры, и есть достаточная для обгона скорость. Не нужно прижиматься вплотную к обгоняемым и «выныривать» из-за них на другую полосу пытаясь на ней разогнаться.
  • Обязательно показываем свой маневр поворотниками ЗАРАНЕЕ, и смотрим в зеркала ДВАЖДЫ не обгоняют ли вас. И вы должны убедиться что все в порядке и что бы все остальные участники видели что вы хотите делать.
Обгон зимой, все о нем: безопасно и удобно.
  • Углы. Наши дороги зимой и летом не в самом лучшем состоянии, далеко не всегда должным образом чистятся зимой. Из-за этого получаются колеи: иногда это реальная колея (продавленная колесами, прогрызенная шипами), иногда она может быть заполнена водой\кашей\льдом, иногда колея накатанная шинами скользкая и вне её покрытие имеет бОльшее сцепление, но чаще наоборот — каша\лед\вода там где не едут колеса, вплоть до бровки между полосами — это особенно опасно. Все препятствия подобного типа нужно преодолевать как можно под более острым углом — позволит сохранить сцепление с дорогой шинам.
  • Учимся понимать свой авто. Имейте представление о динамике, управляемости, особенности того автомобиля на котором ездите — все они отличаются и это отличие не должно стать сюрпризом во время обгона. Все мы помним истории с резким срывом в занос Солярисов, и прочие подобные истории.
  • Держите скорость потока. Самая безопасная скорость — чуть выше потока, медленная создает предпосылки к обгонам, чем меньше их, тем безопаснее, слишком высокая скорость — так же обгонов слишком много, другие не всегда успевают на вас реагировать, не всегда понимают что вы движетесь намного быстрее чем другие.
  • Будьте ярче. Использование дневных ходовых огней и света фар сделало более заметными транспортные средства, тем не менее, не всегда этим умеют пользоваться. Особенно расслабили водителей автоматический свет: просто забывают пользоваться светом правильно и вовремя, а электроника не всегда способна адекватно реагировать на освещение. Например — у вас включены ДХО, а сзади вас снег, пурга, поземка, грязь, а задние габариты у вас попросту не включены — для датчика света еще не темно. Так что советую думать о задних габаритах что бы вас видели. Кроме того, в снег часто заднюю часть закидывает грязью и снегом вместе с фонарями, если же у вас включены габариты, даже светодиодные лампы способны протаять снег и сделать вас видимыми. Ну и не забывайте на зимней трассе протирать приборы освещения — это может быть критично. Если нужно — смело включайте противотуманные как передние, так и задние, пользуйтесь ими постоянно, но только когда это действительно необходимо.
Обгон зимой, все о нем: безопасно и удобно.
  • Предупредите о своем маневре. Это можно сделать по разному — обозначить его, сократив дистанцию, по рации, сигналом и тп, главное что бы вас видели и знали о вашем существовании, постарайтесь убедиться в этом.
  • Если ТС который вы обгоняете длинный — автобус, фура, лучше постараться завершить обгон чем возвращаться обратно — на торможение зачастую нужно время, это более сложный маневр, но конечно, если действительно есть на то время. К тому же, видя сложную ситуацию, водитель которого вы обгоняете, снизит скорость и пропустит вас (хотя не стоит на это расчитывать, многие об этом не знают)
  • Если вас обгоняют — не мешайте ему, не увеличивайте скорость, это прямо запрещено и опасно.
  • Не нужно перестраиваться сразу за автомобилем который вы обогнали: немного проедьте дальше — так безопаснее, и в его лобовое и фары не летят камушки, грязь, снег из под ваших колес.
Обгон зимой, все о нем: безопасно и удобно.
  • Никогда не садитесь за руль в уставшем, сонном, перевозбужденном состоянии, под наркотиками, лекарствами, алкоголем или сильными эмоциями — время реакции может быть снижено и значительно, а адекватность восприятия дорожной ситуации не отвечать требованиям безопасности. Одним словом в таких состояниях человек неадекватен.
  • Не нарушайте правила дорожного движения: сплошная, знак обгон запрещен стоит скорее всего не просто так, а из-за ограниченной видимости, либо по каким то другим веским причинам. Да и лишение прав на полгода или штраф вам ни к чему, не так ли?
  • Крайне рекомендую пройти курс безопасного и контраварийного вождения, научится не попадать в занос, а если попали выходить из него, тормозить, разгоняться и так далее, это точно пригодиться в жизни и на дороге.
  • Не отключайте системы автомобиля: противобуксовочную, контроль тяги, систему стабилизации, антиблокировочную и тп, не отключайте пассивную безопасность (подушки), ВСЕ пассажиры и водитель ВСЕГДА обязаны быть пристегнуты. Шансов все эти системы дадут вам больше, нежели без них, выйти из ситуации без потерь или с наименьшими потерями.
  • Установите видеорегистратор — избавит от разводов на дороге от сотрудников ДПС, подставлял, неадекватов и просто лишних споров при обгонах. Ну а так же вы можете потом, по прошествии, проанализировать ситуацию, все ли правильно сделали, что не совсем правильно было сделано, посмотрев видео.
  • Любите. Дорогу, путешествия, и свое транспортное средство, будьте спокойными и рассудительными, не переставайте учиться, умейте читать вашу дорогу и все у вас будет хорошо (но это не точно).

Если что то забыл, с чем то не согласны\согласны, есть что дополнить, жду вас в комментариях!

Обгон зимой, все о нем: безопасно и удобно.

Автор: Юрий (Er...)

эксперт по автомобилям и мотоциклам в Перми

Обо мне

Комментировать здесь:

Через Вконтакт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *