В момент сборов на сплав все пошло не так: один заболел, у другого срочная работа. В итоге, сплав получился полностью по другому сценарию: я поехал один и не на машине, а на блаблакаре, который доставил меня в Кусье-Александровский всего за 350 р.
Дело в том что на сплаве самая большая проблема это заброска, ведь точка выброса не совпадает с точкой финиша, приходиться каким то образом возвращаться до машины.
Тут же вопрос с доставкой был решен радикально: я один, с собой у меня был рюкзак на 80 литров со всем необходимым, самое главное что позволило так сделать это пакрафт — вес всего около 5 кг, он занял половину рюкзака, а части весла воткнул в боковые карманы. Так что не как обычно — полный багажник и салон. Маршрут был назначен от Кусье Александровского до Чусового, оттуда тем же блаблакаром в Пермь.
И вот я у водопада, в точке начала.
Кусье-Александровский, сплав по Койве
У водопада я достал из рюкзака пакрафт, за пару минут накачал, поставил в него рюкзак, вошел, но вертикально, зато так хватает места для ног.
В воздухе душно, парит, явно что то назревает в небе.
Отплывал и думал: удобно теперь что можно носить лодку с собой, раньше это было недоступно — даже мой небольшой из тонкой ткани каяк никак не войдёт в рюкзак, а ведь у меня ещё вещи, котелок, продукты на три дня!
Вообще, маршрут у турфирм что водят сплавы рассчитан на 4-5 дней, но я почему то думаю что я быстрее бухающих сплавщиков на неуклюжих катамаранах и думал управиться за три, из которых почти половину одного я ехал, раскладывался — уже обед. По первой части маршрута по Койве я уже сплавлялся.
Плыву по деревне, мужики ловят хариусов на кораблики и поплавковую снасть, спрашиваю, берет нет — говорят нифига нынче нету, не клюет. Если берет то мелочь и редко. Ладно попробуем, правда у меня спиннинг и вертушки в арсенале — на них говорят ловить труднее и реже клюет.
Пока иду по деревне пытаюсь приноровиться к веслу — мое совсем не такое, и к пакрафту — он короче и легче, чем мой каяк в два раза. Тут же выясняется что несмотря на дожди, река стала мельче чем три недели назад, причем значительно, об этом мне сказало днище пакрафта, которое проскоблило на первом же перекате об камни, да так что он чуть не встал, меня развернуло.
Так как днище не надувное, то груз (это я и рюкзак) не равномерно растягивают дно и выступают, пришлось немного пересмотреть посадку при проходе перекатов и переложить рюкзак — так пошло лучше, но пакрафт совсем неиспытанный и новый, было страшновато по началу — а вдруг порвет днище: свой каяк из неармированного ПВХ я тут порвал, да и днище лодки, несмотря на большую плотность, тоже пробили — камень замкнулся на острую кромку алюминиевой полосы пайолы, получилась дыра.
Практика показала — зря боялся, хотя днище и получило мелкие царапки, ничерта с ним не случилось.
Немного приноровился к управлению, пошли харюзиные места, голавль тоже должен быть, кидал, кидал, ничего нет, не плещет даже, печалька. Тем временем погода начала портиться — закапало.
Иногда довольно сильно, пришлось перекладываться в очередной раз — у пакрафта, в отличии от моего каяка, есть брызгозащитный фартук с регулируемой юбкой. Рюкзак пришлось положить, иначе молнию не застегнуть, но тогда для ног совсем не хватает места, кое как нашел позу по-турецки с подогнутыми ногами, когда можно было застегнуть фартук и как то втиснутся, сверху одел непромокаемую куртку.
Получилось недурно: сверху капюшон, непромокаемая куртка, юбка и фартук — внутри все должно оставаться сухим, удобно. Пока возился с этим всем, наступило время все это проверить — с небо у же полил совсем солидный дождь, я решил времени не терять и, так как все закрыто, дождь не пережидать, а идти так.
Начать наверно стоило с того что на Койве где то встать та еще проблема — все берега основательно и дико заросли, стоянок не так уж много, а судя по небу нужна минимум хорошая ёлка чтобы не промокнуть.
В итоге, под дождем иду хорошим таким ходом, привык к веслу, специфичной управляемости пакрафта: например, сразу стало ясно что из-за зауженной задней части она работает как стабилизатор и там где лодка или мой каяк с плоским дном просто крутилась даже от гребков веслом, пакрафт шел прямолинейно.
Самое хорошее что это можно использовать в рыбалке: на моем каяке или лодке с плоским надувным дном, когда находишь интересное место для заброса спиннинга и перестаешь работать веслом их тут же разворачивает, то есть по инерции вообще они не идут, это очень неудобно и именно в рыбалке — очень трудно управлять каяком/лодкой и тут же закидывать спиннинг, а делать это на этой реке нужно точно — ветки близко, ямки, омутки, небольшие. Да и хариус держится около перекатов, и действовать нужно быстро — идешь по спокойному, закидываешь перед перекатом или сужением где стоит рыба, и крутишь катушку — не успел, лодку бросает в перекат, а еще нужно попасть в глубокую часть, кое где торчат камни, мель. Да и после переката тоже важно сохранять прямолинейное движение — там тоже стоит рыба, если на лодке и каяке приходилось однозначно брать весла и проходить на веслах, постоянно корректируя траекторию захода, то на этом пакрафте можно было сразу направить куда нужно и проходить перекаты уже без весел, занимаясь рыбалкой — он шел прямо! Наверное, за счет этого пошли первые поклевки и именно в этих местах где раньше я рыбачить не мог — были выловлены парочка голавлей и несколько хариусов — после дождя пошел клев! Да такой что было и видно что рыба охотится и на спиннинге с завидной периодичностью были поклевки и рыба!
Дождь то начинался, то прекращался, иногда то сильнее то меньше, но не переставал, и вдруг опа — прям разогнало тучи, погода стала налаживаться, я даже расстегнулся, убрал фартук, все таки с ним неудобно ногами сидеть, затекают, так как вытянуть мешает лежащий на дне немаленьких размеров рюкзак.
От реки шел очень живописный пар, туман.
Уровень воды легко было проверить в одном месте — когда воды много родник у пещеры затапливает водами Койвы, сейчас же вода прозрачная, уровень небольшой около пещеры, набрал воды в бутылку.
Но не могла же такая пруха продолжаться вечно и уже довольно скоро туман и пар превратились в конкретные такие грозовые тучи
Вы когда нибудь видели фиолетовые молнии? Странно, но эта гроза была именно такой: молнии были розово-фиолетовыми, а молнии я вам скажу были огого!
На воде впечатления от грозы намного выше, особенно когда ты вдали от цивилизации, но в этот раз действительно разыгрывалось нечто серьезное — ветер поднимался, ломал ветки, трещали ёлки, пуляли молнии, а стоянок все не было, и даже с фартуком и под курткой я уже порядком подпромок.
Но это были цветочки — посему я заехал под скалу нависающую над рекой, места тут хватило ровно лодке и по полметра со всех сторон и тут началось светопредставление, и как же я так вовремя сюда зашел то!
Лило как из пожарного гидранта — в двух метрах ничего не видать, сверкало и бахало как будто рядом где то сверхновые жахнули, в общем концерт тот еще, с Раммштайна такого не видал))
И я теснюсь в островке спокойствия под скалой — и как же я так вовремя сюда попал? Хотя даже тут под порывами ветра до меня доставало.
Во время прошлого прохождения этого места я заметил этот крутой омуток в плане рыбалки, и это было единственное место по всей реке где были рыбаки. Пока ждал под дождем, покидал спиннинг, и только начали бить такие здоровенные рыбы прямо рядом со мной, что у меня руки затряслись — вот бы таких выловить! Правда не понятно было что за рыбы — дождина по прежнему льет, но успел заметить темные спины — хариус? Но блин, размер, я таких никогда не видел! Может таймень еще водится в этих водах? Как бы то ни было, в этих омутах у меня ничего не клюнуло(((.
Но за рыбалкой и ливнем я много простоял, не прошел и четверти пути по Койве за день, а у меня еще Чусовая, по которой идти больше чем по Койве, пришлось чуть стихнул дождь, продолжать путь.
Зато в награду из под туч выдали порцию солнца, тумана, радуги, грибного дождя и прочей красоты — глаза радуются, успевай мокрым фотиком щелкать!
Жалко, конечно, что приходиться уходить и не поймал большую рыбу что плескались тут в омутке, но надо немного поднажать чтобы сократить сильное отставание, поэтому начал усиленно грести, а спиннинг положил на пакрафт, блесна болталась в воздухе перед ним…
Но тут понеслось что то вообще нереальное — за блесной прыгнул хариус, раз, другой.
В итоге, он прям в воздухе хватает блесну и засекается на тройник, спиннинг летит в воду — рыба не самая маленькая, но успел поймать буквально на лету, хариуса вытащил удачно хоть он и мощно сопротивлялся, сфоткал его и отпустил бойца — первый раз видел такую наглость от такой осторожной рыбы!
Перед закатом выдали порцию очередных видов с туманами и немного голубого неба и главное — тишину, ведь вокруг ни души на километры, только где то позади два сплавщика на лодке.
Но снова идут тучи и гром, уже с сумерками, поэтому зарулил на неприметную стоянку в ёлках — у меня нет с собой палатки, а если дождь то только они меня спасут.
Не спасло: загромыхало и плеснуло так уже через минуту я был мокрый, пришлось включать мозги — единственное укрытие — пакрафт, пока втыкал заднюю часть между ёлками, а переднюю подпирал палкой, промок окончательно и бесповоротно.
Гроза продолжалась, лило уже не только сверху но и снизу — мимо буквально бежали ручьи пришлось положить несколько чурбаков, на них рюкзак, самому хватало места только сидя — высунь какую часть тела — сразу под дождь. Лило мощно и долго, так я и просидел всю ночь смотря на фиолетовые молнии, слушая гром — речи о костре в лужах и ручьях, никакой не было.
Самое худое то, что стало сильно холодно, а я ПОЛНОСТЬЮ мокрый, ух я и померз, странно, но все равно мне это нравилось.
Так я и просидел на чурбаках всю ночь, даже удалось немного поспать, может с полчаса даже. Под утро я просто в хлам замерз, надумал развести таки костер, благо дождь кончился, наломал максимально сухих веток, надыбал березовой коры, бересты, но костер лишь дымил, береста сгорала и все, вокруг было все настолько мокрым что вообще нереально.
Пока промучался с костром, сквозь туман начал пробиваться рассвет, оставался еще один путь согреться — активные физические упражнения)))
День 2.
Утро начинается не с кофе.. Я весь мокрый и голодный (за время сплава удалось съесть только три печенинки), решаю согреваться активной греблей, иду спускать пакрафт.
Оказывается вода стала коричневой и поднялась сантиметров на 15-20.
Туман, тишина полнейшая — только с деревьев капает, а я нарезал мерзлый так что две четверти маршрута по Койве прошел за это утро и выскочил к конечному пункту Койвы, к поселку Усть-Койва.
Была у меня мысль вернутся отсюда домой, но связи не было, да и чего я зря на сплав что ли перся всего на день? Ведь впереди у меня еще Чусовая и два дня! Ну подумаешь погода плохая, надо настраиваться на лучше и будь что будет — а будет все замечательно, в конце концов, что я, не продержусь еще пару дней и ночей под ливнем что ли? Не сахарный, иду дальше!
Сплав по Чусовой
И только стоило мне так подумать, только я вышел с Койвы на Чусовую, тучи, как занавес открыли, раздуло — небо голубое, солнце греет, а одежда стремительно сохнет прямо на мне! Разительная и резкая перемена погоды, почувствуйте на фото было/стало!
Мне говорили что Чусовая в этом месте имеет медленное течение, и придеться немало махать веслами. И действительно река стала намного шире, природа как то помягче и не такой дикой, на берега во многих местах можно сойти, уже не тайга, течение тоже поменьше, перекатов почти нет, глубины уже значительные, река не так зажата в узкой долине, поддувает ветерок. Что классно — все дни ни комаров ни слепней — красота одна. Рыбалка на Чусовой не задалась и я втопил, зная как далеко мне идти.
И вот я уже не только высох, но и сгорел к черту, пришлось даже купаться что бы охладится — жара.
Что понравилось на Чусовой в этом месте, это то что есть множество уютных стоянок и на них нет особенно мусора, не загажены полностью, либо, вообще, прибраны, кое где даже беседки встречались. Так же понравилось, что все природные объекты подписаны — стоят таблички, написан маршрут, краткая аннотация и название камня или пещеры. Можно полазить и посмотреть на реку сверху, залезть в пещеры, встать в любой момент на стоянку. Да и люди появились — на берегу мне встретились две компании сплавщиков, да пару моторных лодок прошли вверх по течению мне навстречу.
Видимо я так замерз, так налег на весла, что по навигатору оказалось что я прошел очень много, к тому же на ярком солнце я стал уставать + ночь без сна, что меня начало вырубать прямо посредине реки, пришлось найти живописное место, перевернуть пакрафт, и прямо на него лечь, укрывшись курткой, спать. Отрубился я сразу)))
После сна стало полегче, да и солнце уже шпарило не так.
Наткнулся на беседку, какую то табличку, оказалось что это выход к Голубому озеру, решил сходить если недалеко — время было. Так вот, озеро, конечно, озером назвать сложно, так, родничок с холодной водой, совершенно не впечатляет, но вода и правда белесо-зелено-голубого цвета.
Но есть одно Но: Это не озеро, а воклюз, то есть это выход реки, которая тянется 14 километров, из них 6 под землей. Не так давно спелеодайверы очередной раз погружались в озеро, смогли пройти около 600 метров, максимальная глубина 88 метров, вот и считайте — оказалось что это самая глубоководная пещера во всей России! С виду совершенно не скажешь и ничего примечательного нет.
Все это хорошо, но тут же выяснилось на табличке что до Чусового всего то осталось 11.5 километра, то есть совсем немного. Получается что завтра я буду уже в Чусовом и мой сплав продлился всего три дня и две ночи. Так что от озера я отплыл дальше.
Повстречал еще несколько живописных камней, несколько компаний на катах и рыбаков, думал уже куда то приставать на ночовку.
Тут и тучки заходили, помня прошлую ночь, нашел беседку, разжог костер, хотел приготовить покушать нормально, но что то стало так лениво что перевернул пакрафт рядом с беседкой у костра, залез в спальник и тут же уснул.
И тут же проснулся: гром! Молнии! Сверкает, ливень! Ну, как обычно, блин))) Добежал до беседки пару метров, закинул на стол рюкзак, пакрафт, залез на всю эту конструкцию в спальник и тут же уснул — пофиг мне молнии, гром, ливень и прочая шелуха, если я недавно съел полбанки тушенки, хочу спать.
Лило видимо снова нехило, даже крыша протекла на меня, накапало, рюкзак тоже подмочило — видимо сильный ветер был ночью. Но я то спал — перевернутый пакрафт очень удобен оказался )))
Утром я не стал готовить и разжигать костер — дрова опять сырые, пойду ка я греться проверенным способом — на веслах)) туман был такой что не видно было берега.
Довольно быстро стало слышно ЖД и объявления на путях, стали попадаться какие то объекты, дачи.
Это явно уже Чусовой, и связь появилась, времени 7 утра. Открыл блаблакар, забронировал место через полтора часа, позвонила тетка, спросила где меня забрать, сказал что у автомобильного моста, который был у меня где то впереди. Неспеша дошел до моста, собрал пакрафт буквально за 5 минут, закинулся парой печенинок, и пошел до места встречи, благо оно было в сотне метров. Через полтора часа был уже в Перми около дома за 300 рублей. Кстати, весь бюджет сплава вышел менее 900 р. Притом почти всю еду я привез домой обратно)))
Обзор пакрафта Басег
Отдельно я бы хотел заострить внимание на плавсредстве, на котором я прошел весь это путь и на котором я еще и по Каме походил в качестве вечерней прогулки.
Это пакрафт Басег местного пермского производства.
Во первых что такое вообще пакрафт?
Это лодка для пеше-вело-водного туриста, охотника и рыбака, как подспорье и развлечение в походах на природу и на отдыхе за рубежом. Пакрафт нужен человеку активному — то есть мне, например. И я искал разные варианты замены своему надувному старому каяку, который не отличается прочностью из-за несерьезной неармированной ПВХ ткани и нашей лодке которая годится для рыбалки, но не совсем то для сплава. Первое и самое важно что нужно понимать основной плюс и назначение пакрафта — он очень компактный и легкий, например, входит в городской рюкзак на 45 литров.
Его легко можно носить с собой в походы пешком и на велосипеды, просто бросить в багажник — он не будет там занимать весь багажник, даже если у вас Матиз.
Из этого же и следуют его минусы: он совсем небольшой, обитаемость кокпита не подходит для длительных походов, походов вдвоем, в нем просто нет места. У меня вошел я и рюкзак на 80 литров, да и то что бы вытянуть ноги рюкзак пришлось ставить вертикально. Поэтому перед покупкой вы четко должны представлять себе цели и условия эксплуатации. Зато теперь вам можно с ним сходить в поход где есть водная часть, и при этом не тащить огромные катамараны и лодки, можно поехать на велике куда то, потом положить велик на пакрафт и сплавиться, можно пойти на рыбалку на какое то озеро, на которое никак кроме как пешком не проберешься, переправиться через реку или озеро, отдохнуть на берегу, если условия примерно таковы, то это то что нужно!
Управляется и двигается пакрафт за счет двухлопастного весла байдарочного типа, например, у меня было весло Басег, но оно показалось мне даже избыточным — слишком тяжелое, большая лопасть, хватило бы конструкции попроще и полегче, поменьше лопасти.
Не хватало мне и разборности: весло можно разобрать попалам, лопасти не снимаются, лучше и удобнее если бы снимались. Так что будете выбирать — хорошо примерьтесь.
И в то же время я даже был удивлен как короткая лодка идет хорошо, не виляя и соблюдая прямолинейность — все это за счет зауженного хвоста, который работает как киль, очень продуманно. Наша лодка и каяк так не могут, хотя длиннее значительно.
Задний горб работает как опора для спины, подушка надувная и мягкая, удобная, не приходится сидеть на днище с сильно согнутыми ногами. В то же время пакрафт позволяет идти по «белой» бурной воде — за счет управляемости, достаточно большого диаметра баллонов, и водозащитного фартука — брызги и волны не особенно страшны.
Закаяченность передней части работает на то же, плюс неплохо режет волны без особенных брызг. Скорость на ровных участках тоже была приличной, на лодке точно не удалось бы на веслах такую достичь, но медленнее чем каяки и байдарки, даже надувные, это надо понимать, тем не менее за день я без особо напряга отмахал минимум в два раза больше чем сплавщики на катамаранах.
Рыбалка с пакрафта тоже вполне получится, единственное, тем кто привык к комфорту рыбацкой лодки будет некуда приткнуть весло — оно будет просто лежать на баллонах и удочки — стаканов никаких не предусмотрено. Но сидеть длительное время вполне удобно, хотя боюсь что кто то заметно более толстый чем я с трудом поместится между баллонами.
Нашел я и конструктивные минусы на мой взгляд: дно не надувное, поэтому между вами и водой только слой ткани, от воды холодно ногам, нет ручки спереди, хотя по бокам и сзади есть, приходилось разворачивать и затаскивать задом на берег, горб сзади мог бы быть больше, все таки этого немного недостаточно что бы поддерживать спину, а фартук, вернее его отверстие сделан слишком далеко от задней части, когда в нем откланяешься назад нельзя спиной опереться на заднюю часть баллона — будет резать спину тканью.
Ну и сама конструкция — монобаллонная из одного баллона, то есть если вы пробьете баллон, то плавучести у вас может не остаться — обычно надувные байдарки и лодки состоят из 2-3 баллонов и имеют в этом плане запас, но тогда бы вес, стоимость и габариты стали бы другими и потерялось основное преимущество — компактность и вес.
Несмотря на фартук в жесточайшем ливне я таки промок — через швы, молнии все таки иногда протекало, но ливень был стеной! Присутствуют и мелкие огрехи сборки, которые, впрочем, на функциональность никак не влияют.
В целом же для этих задач — то что доктор прописал! В моем сплаве пакрафт показал себя только с лучшей стороны как надежное средство отдыха, рыбалки, сплава и просто прогулки по спокойной воде вечером. Все испытания (а их на него пришлось немало), прошел с достоинством, особенно учитывая несерьезный размер и вес конструкции, которую не многие воспринимают серьезно. Показывал достойную скорость на участках со спокойной водой где нужно было грести, управлялся легко и понятно на порогах и перекатах с быстрым течением и волнами. Смог пройти острые камни и мели без малейших повреждений. Да к тому же на привале работал то крышей, то кроватью (это особенно понравилось). Это ли не то что нам надо?