Исходные данные: нас четверо, у одного из участников день рождения, да еще и юбилей — 43 биологическо-психологических года. По прогнозу, как раз, обещали хорошую погоду в ближайших тысяче километрах. Что же делать? Конечно же, в горы!
Конжак ныне доступен как никогда — в условиях дефицита времени и непонимания что почем, самое то: можно доехать на автомобиле непосредственно к горе. При этом, гора — одна из высочайших вершин Уральских гор — 1569 метров, а Уральские горы — самые старые горы на Земле.
Страшно, проедем ли? Но берем Lada Kalina Cross. Ну а что? 183 мм клиренс, внедорожный обвес, неплохая геометрическая проходимость, энергоемкая подвеска, в принципе неплохой свет, места хватит для четверых и их шмурдяка на пару дней.
Собираемся — печем два торта, собираем манатки, питание на пару дней, термосы с какао и иван-чаем со странной травой, теплые вещи, проверяем давление в колесах.
План определяем таков: выезжаем поздно вечером затемно из Перми, едем, меняясь по мере необходимости, утром должны быть у горы, едем в гору, днем лезем в гору, под вечер спускаемся, едем назад, под утро в Перми. Получается 540 км в одну сторону и чуть более суток времени — бешеной собаке не крюк!
Итак, падаем в 23-00 в машину — четыре рюкзака, одежда, котелки, торты, вода, покушать — все вошло в багажник Калины, еще место осталось под полкой — неплохо! Места сзади оказались на мягком диване, с достаточной длиной подушки, места для ног за водителем и пассажиром вполне достаточно, но и не сказать что бы много. У дивана есть и минус: спинку иногда хотелось бы чуть под большим углом, а боковой поддержки нет никакой — плоское сидение и спинка не отформованы под пассажира. Из удобств лишь подстаканник на центральном туннеле да «весла» ручных стеклоподъемников.
Катим под ностальгическое «девятошное» тарахтение восьмиклапанного двигателя, взятого с восьмерки, правда, который теперь обзавелся впрыском топлива, электронной педалью акселератора, работающего в паре с воющей, но зато тросовой коробкой. Есть еще один существенный плюс версии Cross — главная передача не 3,7 как на обычных Калинах, а 3,9, что дает более удобное движение на низких скоростях: тянет практически с холостых, а так же более шустрое ускорение, правда за счет максимальной скорости, но она нам не в надобность — Калина никогда не отличалась стабильностью на высоких скоростях, поэтому поедем спокойно, максимум разгонялись по спидометру на обгонах 165 км/ч — некомфортно: шумно, на руле пусто, света, даже дальнего не хватает. Не для того машина.
Шумоизоляция стала совсем неплоха — маты на моторном отсеке толстые, не на каждой иномарке такие стоят, двигатель, по сравнению с предыдущими преднеприводниками вроде самары -2, шумит в разы меньше, так же намного тише сравнивая с калиной 1. Что странно — тише, чем в Калине 2, на которой я катался, когда только они вышли — видимо завод таки работает над улучшением машин в процессе производства.
Но есть и поварешка, нет, ковшик, такой солидный с полтазика, в бочке меда — КПП. Это, бляха, нечто: коробка, на фоне относительно тихого двигателя, издает КАКАфонию всего российского автопрома, исполняя за упокой свою выско и низкочастотную песню о временах застоя, прямозубых шестерен, и духовных скрепках: первая — вой на газ и, особенно, на сброс газа, вторая — аналогичино: меняется лишь тон, третья — получше, четвертая — тоже терпимо, на пятой высокие частоты снова начинают доставать. Это самая громкая и назойливая составляющая шумов в этой машине.
Но не будем о грустном, добавим кило позитива — пусть АВТОВАЗ не научился обрабатывать шестерни с достаточной чистотой — кто ее заметит, её ж не пощупаешь? (кстати, щупа теперь нет — только контрольное отверстие, зато и масла меньше надо — картер другой). Так вот, коробка теперь тросовая, хода вполне себе четкие, короткие и усилия на ней адекватны современному сверхбюджетному автомобилю. Даже рывки, при знакопеременных ускорениях на рычаге, не так досаждают.
Благодаря короткой ГП уверенно разгоняемся вклиниваясь в еще оставшийся, несмотря на поздний вечер, трафик, чтобы выскочить из города. Далее по пути повороты на развязке Старцева — Ива: все обычно тут притормаживают, но отморозки, типа меня, давят газ — вперед Ботхисаттва! Во славу советского русского народа, просветления и выхода из сансары — более жесткая подвеска Кросса отрабатывает, несмотря на плюс пару сантиметров вверх, более четко, но и стыки например — жестче.
В итоге стоим на дуге. Пусть и пустоватый в нуле, руль, на достаточных углах и скоростях, наливается почти нужным усилием. Выраженная недостаточная поворачиваемость не мешает, но спасет неопытного водителя от ошибок. Убрать бы еще доворот за счет не самого жесткого кузова и эффект переставки полунезависимой балки. Но что вы хотели — таков закон жанра сверхбюджетных авто. В целом Кросс идет в поворотах, пожалуй, даже стабильнее Калины: жесткость подвески не допускает раскачки по диагонали, низкопрофильные шины Pirelli Cinturato P1 (которые стоят только на кроссе, и вестах с иксреем) размерностью 195/55R15 сносно держат и имеют заметно меньший увод, вкупе с чуть расширенной, за счет вылета колесного диска колеей, дают, по сравнению с обычной калиной, большую уверенность, но перебарщивать не стоит — системы стабилизации в нашей комплектации нет, только в максимальной. АБС есть — работает пусть грубовато и низкочастотно, зато позволяет нагрести перед шиной и работать эффективно на сыпучем грунте.
Шоколад с бананом , так же 6,5 литров на сотню позволяют нам доехать до Горнозаводска, где меняемся местами. Времени уже ночь — траффик небольшой, бумс! Туман- туманище, что твой Silent Hill — вот тебе и Норма — нет в этой комплектации противотуманных фар!
Крадемся в тишине, под вой коробки, со скоростью 30-40 км/ч. Вместо туманных монстров — дорожная техника — асфальта дальше нет — снят! Едем на ощупь по грунтовке: где мягко — обочина, где потверже — видимо дорога. Спрашиваю штурмана: «Видишь куда едем?»
— Нет.
— И я нет.
— А как едешь?
— По приборам!
Приборы у Калины нейтрально — спокойно зеленые, вполне читаемы и понятны, как и кнопки. Между стрелочными тахометром и спидометром- экранчик с бортовым компьютером: пробег, расход, километраж на оставшемся топливе, температура за бортом и ДВС, хватит для начала.
И мертвый месяц еле освещает путь, но нам все нипочем и мы пройдем через туман, туманки бы нам…
Эх. Думали пройдет. Нет, едем по молоку до самой горы.
В Свердловской области, поворачивая с Серова на Карпинск, не видно уже даже встречный отбойник — наугад, попав в трассу, доезжаем до Карпинска. Еще темно, но неплохо бы отдохнуть перед горой, тормозим на стоянке у Введенского собора почти 250 летней давности постройки.
В тумане и с подсветкой он выглядит довольно монументально.
Пару десятков километров едем по асфальту, дальше ремонт дороги, грунтовка на пузотерке кое где придется осторожничать, но нам не пришлось: буксанув на глине разок проезжаем не заметив все препятствия.
Навигатор и охотники на УАЗ Патриот Пикап говорят нам отворачивать с дороги на гору направо. Не пропустите! Самый накатанный поворот (N 59º35,444´; E 59º23,331’), не доезжая Кытлыма.
Начинается подъем в тумане — тормозим попить волшебного чая.
Через несколько километров поднимаемся над туманом: контраст велик — краски осени, голубое небо.
Внизу как вата облака, туман.
Но впереди уже видна одна из гор, дорога как раз для этого автомобиля.
Впереди пробитая в горе дорога, но и вид, в довольно большие и широкие зеркала, (жаль в Норме регулируемые только механически, зато есть подогрев) изумительный.
Останавливаемся на одной из площадок слопать бананы. Смотрю на уместный в этих условиях некрашеннй пластик черного цвета, им прикрыт низ бамперов, крылья, пороги — целее будет краска, не страшны камушки порогам, при этом выглядит это вполне нормально, а качество для Лады совсем неплохое: зазоры достойные, а сам пластик мягкий.
Конечно же любуемся видами:
Дорогу будут расширять — вдоль дороги в камнях везде насверлены отверстия под закладку взрывчатки.
Виды все лучше.
Дорога петляет в горах, впереди после змейки, плато Иов, куда собственно и проложена эта дорога: в будущий карьер для добычи дунитов. Высота уже примерно около 1000 м, само плато еще чуть выше.
Немного не доезжаем до самого карьера (300м) паркуемся.
Нашим соседом будет маньячный Гольф 5, который каким то образом туда забрался, наверное ооочень медленно и ооочень осторожно, наверняка не раз зацепился днищем, хотя мы, кроме нас, видели только проходимцев вроде Дастер, Ниву, Амарок, Форестер — остальные туда не лезут. Например. на Мазде CX-5 туда не рискнули ехать люди.
Начинаем подъем непосредственно на сам Конжаковский камень — Иовское плато пересекает марафонская тропа длиной в 21 километр в одну сторону, где начинается курумник тропа обозначается вешками с флажками — не потеряешься. Впрочем в туман, снег и дождь, наверное, на вершину только и стоит по ним идти — иначе ничего не будет видно. Но нам повезло — воздух прозрачен! Идти тяжело — жухлая трава плато мягкая, проваливаешься по щиколотку, а под травой чавкающее болото, и это с учетом феноменально жаркого лета и суши, в дождь или после дождей идти будет совсем трудно. Поднимаемся понемногу в гору. От туда мы приехали. Хорошо видны вешки.
Наша стоянка с Гольфом с увеличением.
Это периметр будущего карьера, очень жаль, плато таким вмешательством человека будет явно обезображено.
Подъем, между тем становиться все круче. Буквально несколько дней назад тут не смогла подняться группа: шел снег, был сильнейший ветер, который просто порвал в клочья палатку еще внизу, поэтому они решили не рисковать. Нам остался только подтаявший снег.
Мы, конечно, не преминули воспользоваться случаем — повалялись с снегу, слепили снеговик, поиграли в снежки, после очень жаркого лета, снегу рад!
Но вершина близка — рукой подать, ветер крепчает, становится холодным и резким. На вершине установлена металлическая пирамида.
Камни у вершины размером с немаленький автомобиль — придется напрячь альпинистские навыки.
На вершине захлебываешься от восторга, мощи природы и открывающихся пространств, близости неба, полторы тысячи это высоко. Вид на тропу.
Вид на Пермский край, тайгу.
Пирамида на вершине уставлена какими то табличками, но больше поражает пудовая гиря, привязанная замком для велосипеда к конструкции! Говорят раньше их было две, но одну кто то унес, поэтому гирю и приковали. Как ее туда тащили я не хочу даже представлять!
Наверху поздравляем именинника мини-тортом «Конжак»со свечой и дерганьем ушей.
Сидим пока не замерзли — даже горячее какао не помогает, но красота то какая!
Спустившись с Конжаковкого камня (подъем/спуск от стоянки занял примерно 4,5 часа, это около 9 км по курумнику), мы пошли на Иовский провал.
Тут начинает свое течение одна из речек, которая питается снегом с Конжаковского камня и болотом на Иовском плато.
Предлагаю оценить дорогу по которой уже спускались обратно — булыжники приличных размеров, в одном месте глиняное месиво, но Кросс справлялся со всеми предложенными препятствиями, ни разу не было у нас даже подозрений, что мы можем не проехать или даже зацепить что то — клиренс все таки рулит, а по камням вполне хватало и переднего привода, даже в крутых горках — тут пригодилась тяга с низких оборотов и увеличенная главная пара.
На легковушке такие камни могут стать последним препятствием…
На одной из площадок на спуске мы остановились поесть полноразмерный торт и попить чай.
Солнце клонилось к закату..
Все поехали домой.
Остановились только набрать кедровых шишек — их в этом году много.
Выехали на трассу Кытлым — Карпинск, сфотографировали ее состояние: полным ходом идет ремонт, ставят мосты, гнать не советую, даже на внедорожнике.
Ярко-оранжевое солнце провожает нас, очень жалко уезжать с гор, но надо. Мы сюда еще вернемся, вершин тут много, просто нужно больше времени — хотя бы неделю!
Тем не менее, расслабившись глядя на закат, водитель Киа Соренто словил днищем огромный булыжник, надеюсь ничего не оторвал — тут клювом не щелкай!
Lada Kalina Cross со своей задачей приключенческой машины справилась на отлично. К ней были только такие претензии — невнятная управляемость на трассе, шум КПП, не самые удобные сидения. Зато она реабилитировалась, когда пошла плохая дорога и тут уже проявила себя — тяговый двигатель, энергоемкая (не было даже намека на пробой) подвеска, пусть и бухала на отбой — не хватает хода из-за высокого клиренса, но отрабатывала все неровности со стойкостью русского солдата, а руль не досаждал вибрациями. Некрашеный обвес оказался оправданным в таких условиях — он практичен, клиренс выше всяких похвал — не каждый кроссовер может таким похвастать! Геометрическая проходимость так же на отличном уровне — бампера короткие, высота до порога значительная, на перегибах не было риска что то задеть, а ведь там кроссоверы даже ехали «ползком». Интерьер недорогой, серенький, но позитивно оттенялся вставками оранжевого цвета. По мне так самое то как недорогая машина для приключений или в качестве каждодневного транспорта в сельской местности: на ней можно смело съехать с дороги. В городе зимой нечищеные дороги так же не смутят эту машину. При этом экономично, загруженная 4 людьми и почти полным багажником, машина, с плохой дорогой и подъемами на первой передаче, расходовала 6,7 литров на сто километров, притом можно заправлять смело 92 бензином. Эх, доработали бы коробку еще, да придержали цену: на сегодня самая простая Калина Кросс стоит от 512 000 рублей.
PS: Да и еще, НИКОГДА не берите роботизированную коробку: это тихий ужас, переключения, как у курсанта на второй день автошколы, зависания, пропадание тяги, нелогичность, разгон на уровне классических жигулей, дерганье в пробках, откатывается назад, да к тому же перегреть коробку раз плюнуть — пробка, чуть буксанул и она в аварийном режиме, с надежностью так же проблемы.
Тысяча с лишним километров из них почти половина в тумане, достаточно много плохой дороги, но съездили без особых напрягов: в 23-00 одного дня выехали в 3-00 другого были уже дома — всего лишь сутки с небольшим, а сколько эмоций? Ездите в горы! Получайте удовольствие от вождения, дышите и живите!
Классный отчет!
Хотим поехать туда на пару дней в начале лета, сейчас собираем информацию. Скажите, а вода там есть? Или везти с собой?
Там бежало несколько ручьев, так что есть.
Помимо гантелей под вершиной ещё канализационный люк лежал, я его видел собственными глазами. Байку рассказывали, что его наверх какой-то местный затащил за пару бутылок водки
Мы, когда были в Таганае, там мужик тащил на Дальний Таганай 10 литров пива!
Это не байка. Телекомпания 10 канал сняла об этом документальный фильм. Парень лет 20, с ним несколько единомышленников. Крышку нёс на спине, в специальном приспособлении, но спину натёр сильно. Надо было на станке от рюкзака нести. Не такая уж и тяжесть.
Спасибо за интересную и полезную статью. Недавно купил Кросса именно потому, что люблю съезжать с асфальта. Да, коробка шумновата, лечится музыкой, а в остальном, для неизнеженого бродяги, вполне себе рабочая и симпатичная лошадка!