Продолжаю серию познавательных постов о легендарных автомобилях Citroen. Сегодня расскажу об таком автомобиле как Citroen 2CV — он же «гадкий утенок».
Отойдем от жестких исторических справок и расскажем более интересную историю — легенду создания этого автомобиля. Так вот, ехал какой то чувак из компании Ситроен в провинции Франции и попал в пробку, да не простую, а состоящую из конных повозок, где автомобилей почти не было. И он задумался — а почему фермеры не покупают автомобили, и мысль так засела, что он заказал маркетинговое исследование — почему же не покупают автомобили фермеры и простой люд?
По исследованию выяснилось, что не покупают их потому что предлагаемые автомобили слишком дороги для сельской провинции, сложные в обслуживании и конструкции, а так же есть сомнения насчет надежности в таких условиях, были и проблемы с дорогами — дороги в ту пору там были не лучшие, требовался универсальный и проходимый автомобиль.
То есть, по сути, 2CV был одним из первых маркетинговых автомобилей. На основании этого исследования и создавался этот автомобиль: он должен был быть максимально дешевый, простой, если не сказать элементарный. Прямая противоположность модели DS которая стоит на фото выше, там было все наоборот — собирались самые перспективные и необычные решения, об этом авто есть отдельная статья.
Обслуживать 2CV должен был мочь любой крестьянин в поле, и все это должно быть по карману. Кроме того, автомобилю нужно был попасть в необлагаемую налогом категорию — не выше 2 лошадиных сил. Что и послужило названием — 2CV (deux chevaux vapeur-две лошадиные силы), хотя на самом деле лошадиных сил было в машине аж 9!
Конструкция была проста донельзя — пространственный каркас из труб, навесные легкие и простые кузовные панели, которые легко снять, матерчатый верх, который вкупе со легкосъемной крышкой багажника превращал автомобиль по сути в пикап.
Между тем были и прогрессивные для того времени решения: например — независимая подвеска, передний привод — который делал машину и проходимой и и компоновочной выигрышной — давал в салоне хоть сколько то места, кроме того такое решение дешевле и проще, так как имеет меньше деталей, легче.
Мотор был оппозитным двухцилиндровым, воздушного охлаждения. Подвеска оригинальная — качающиеся продольные рычаги работали с горизонтальной пружиной и амортизатором, в итоге, эти узлы были общими на одну сторону, для передней и задней подвески. Тормоза передние были в картере коробки — так снижалась неподрессоренная масса, что важно на плохих дорогах и для общего комфорта. При этом тормоза уже были гидравлическими, например, Austin Mini тех лет был еще с механическими. Коробка была уже 4 ступенчатой, хотя такие машинки часто в то время довольствовались трехступенчатой. Машина получилась экономичной и расходовала всего 3 литра топлива на сто километров. И в нем был даже отопитель!
Машина разгонялась до 60 км/ч, а подвеска была настолько комфортной и высокой, что как в рекламе можно было ехать по полю и не разбить яиц. Несмотря на хорошую проходимость были и полноприводные версии, причем они были сделаны очень просто — в багажнике стоял точно такой же второй мотор, который приводил заднюю ось в движение.
Сидения — как раскладушки, это металлический каркас из трубок с натянутой на них тканью.
Но главное все же было то что 2CV, как VW Kafer в Германии, пересадил Францию на автомобили, сделал доступным автомобиль практически всем. К тому же, он был настолько удачным, что впускался аж 42 года, до 1990 года, представьте себе — машина по сути довоенной разработки дожила до наших дней на конвейере. И, конечно, их было выпущено всех модификаций почти 9 миллионов!
Машина пережила и войну — первые прототипы были созданы еще в 30е годы, а потом их должны были пустить под нож, чтобы не достались немцам и не могли быть использованы для военных нужд Германии. И только в 48 году машина была показана на Парижском автосалоне.
Конечно, уже в 70-е и тем более 80-х годах машина была не реальным транспортом, а как выпускавшейся игрушкой для молодежи, новым ретро-автомобилем. И оттянул часть спроса от немецкого Жука, так как тот перестали выпускать в 70-х, была куча разных модификаций, ярких отделок, на них начали ездить уже в какие то серьезные пробеги, хотя машины не создавались и не были приспособлены для этого.
Но вот уже 2019 год и два этих автомобильчика приехали к нам в Пермь в рамках трофи Париж-Пекин. Представьте себе, 15000 км на таких простых и маломощных машинках, без какой либо безопасности и удобств, да и едут на них вполне почтенные люди!
И они едут и еще много лет будут ездить. Да, над ними все смеялись, вы же помните любимые в СССР французские комедии с Луи де Фюнесом — например, «Жандарм из Сан Тропе», где его на этой машине везла монашка? Да, машина ассоциировалась с растяпами, неудачниками и просто смешными фермерами, но машина полюбилась всей Франции, завоевала ее душу. Как теперь можно представить Францию без этого «гадкого утенка» любимого всеми?
А про простоту конструкции и ремонтопригодность расскажет одна реальная история ставшая уже легендой — как то раз один чувак заехал в пустыню Сахара на 2Cv и там у него поломался рычаг и лонжерон, в общем машина встала, не на ходу, и починить ее было уже нельзя без запасных частей или хотя бы сварки. Оставалось или умирать в пустыне, или попробовать что то сделать, тогда он взял и разобрал с минимумом имеющихся инструментов 2CV по винтику и сделал из него.. мотоцикл! Благо подвеска позволяла. Так и доехал до цивилизации на двух колесах без кузова и выжил. Кто может похвастать такой историей из автомобилей? Советую найти эту историю и почитать — а она как минимум достойна отдельной истории!
Но даже путь по современному миру по маршруту Париж -Пекин на этой машине это нетривиальное приключение. Хорошо что можно было посмотреть в нашей действительности эту замечательную машинку, и знаете, по крайней мере в городе она ехала очень уверенно!