Кросс на Конжак

Исходные данные: нас четверо, у одного из участников день рождения, да еще и юбилей — 43 биологическо-психологических года. По прогнозу, как раз, обещали хорошую погоду в ближайших тысяче километрах. Что же делать? Конечно же, в горы!

Конжак ныне доступен как никогда — в условиях дефицита времени и непонимания что почем, самое то: можно доехать на автомобиле непосредственно к горе. При этом, гора — одна из высочайших вершин Уральских гор — 1569 метров, а Уральские горы — самые старые горы на Земле.

Страшно, проедем ли? Но берем Lada Kalina Cross. Ну а что? 183 мм клиренс, внедорожный обвес, неплохая геометрическая проходимость, энергоемкая подвеска, в принципе неплохой свет, места хватит для четверых и их шмурдяка на пару дней.

Собираемся — печем два торта, собираем манатки, питание на пару дней, термосы с какао и иван-чаем со странной травой, теплые вещи, проверяем давление в колесах.

План определяем таков: выезжаем поздно вечером затемно из Перми, едем, меняясь по мере необходимости, утром должны быть у горы, едем в гору, днем лезем в гору, под вечер спускаемся, едем назад, под утро в Перми. Получается 540 км в одну сторону и чуть более суток времени — бешеной собаке не крюк!

Итак, падаем в 23-00 в машину — четыре рюкзака, одежда, котелки, торты, вода, покушать — все вошло в багажник Калины, еще место осталось под полкой — неплохо! Места сзади оказались на мягком диване, с достаточной длиной подушки, места для ног за водителем и пассажиром вполне достаточно, но и не сказать что бы много. У дивана есть и минус: спинку иногда хотелось бы чуть под большим углом, а боковой поддержки нет никакой — плоское сидение и спинка не отформованы под пассажира. Из удобств лишь подстаканник на центральном туннеле да «весла» ручных стеклоподъемников.

Катим под ностальгическое «девятошное» тарахтение восьмиклапанного двигателя, взятого с восьмерки, правда, который теперь обзавелся впрыском топлива, электронной педалью акселератора, работающего в паре с воющей, но зато тросовой коробкой. Есть еще один существенный плюс версии Cross — главная передача не 3,7 как на обычных Калинах, а 3,9, что дает более удобное движение на низких скоростях: тянет практически с холостых, а так же более шустрое ускорение, правда за счет максимальной скорости, но она нам не в надобность — Калина никогда не отличалась стабильностью на высоких скоростях, поэтому поедем спокойно, максимум разгонялись по спидометру на обгонах 165 км/ч — некомфортно: шумно, на руле пусто, света, даже дальнего не хватает. Не для того машина.

Шумоизоляция стала совсем неплоха — маты на моторном отсеке толстые, не на каждой иномарке такие стоят, двигатель, по сравнению с предыдущими преднеприводниками вроде самары -2, шумит в разы меньше, так же намного тише сравнивая с калиной 1. Что странно — тише, чем в Калине 2, на которой я катался, когда только они вышли — видимо завод таки работает над улучшением машин в процессе производства.

Но есть и поварешка, нет, ковшик, такой солидный с полтазика, в бочке меда — КПП. Это, бляха, нечто: коробка, на фоне относительно тихого двигателя, издает КАКАфонию всего российского автопрома, исполняя за упокой свою выско и низкочастотную песню о временах застоя, прямозубых шестерен, и духовных скрепках: первая — вой на газ и, особенно, на сброс газа, вторая — аналогичино: меняется лишь тон, третья — получше, четвертая — тоже терпимо, на пятой высокие частоты снова начинают доставать. Это самая громкая и назойливая составляющая шумов в этой машине.

Но не будем о грустном, добавим кило позитива — пусть АВТОВАЗ не научился обрабатывать шестерни с достаточной чистотой — кто ее заметит, её ж не пощупаешь? (кстати, щупа теперь нет — только контрольное отверстие, зато и масла меньше надо — картер другой). Так вот, коробка теперь тросовая, хода вполне себе четкие, короткие и усилия на ней адекватны современному сверхбюджетному автомобилю. Даже рывки, при знакопеременных ускорениях на рычаге, не так досаждают.

Благодаря короткой ГП уверенно разгоняемся вклиниваясь в еще оставшийся, несмотря на поздний вечер, трафик, чтобы выскочить из города. Далее по пути повороты на развязке Старцева — Ива: все обычно тут притормаживают, но отморозки, типа меня, давят газ — вперед Ботхисаттва!  Во славу советского русского народа, просветления и выхода из сансары — более жесткая подвеска Кросса отрабатывает, несмотря на плюс пару сантиметров вверх,  более четко, но и стыки например — жестче.

В итоге стоим на дуге. Пусть и пустоватый в нуле, руль, на достаточных углах и скоростях, наливается почти нужным усилием. Выраженная недостаточная поворачиваемость не мешает, но спасет неопытного водителя от ошибок. Убрать бы еще доворот за счет не самого жесткого кузова и эффект переставки полунезависимой балки. Но что вы хотели — таков закон жанра сверхбюджетных авто. В целом Кросс идет в поворотах, пожалуй, даже стабильнее Калины: жесткость подвески не допускает раскачки по диагонали, низкопрофильные шины Pirelli Cinturato P1 (которые стоят только на кроссе, и вестах с иксреем) размерностью 195/55R15  сносно держат и имеют заметно меньший увод, вкупе с чуть расширенной, за счет вылета колесного диска колеей, дают, по сравнению с обычной калиной, большую уверенность, но перебарщивать не стоит — системы стабилизации в нашей комплектации нет, только в максимальной. АБС есть — работает пусть грубовато и низкочастотно, зато позволяет нагрести перед шиной и работать эффективно на сыпучем грунте.

Шоколад с бананом , так же 6,5 литров на сотню позволяют нам доехать до Горнозаводска, где меняемся местами. Времени уже ночь — траффик небольшой, бумс! Туман- туманище, что твой Silent Hill — вот тебе и Норма — нет в этой комплектации противотуманных фар!

Крадемся в тишине, под вой коробки, со скоростью 30-40 км/ч. Вместо туманных монстров  — дорожная техника — асфальта дальше нет — снят! Едем на ощупь по грунтовке: где мягко — обочина, где потверже — видимо дорога. Спрашиваю штурмана: «Видишь куда едем?»

— Нет.

— И я нет.

— А как едешь?

— По приборам!

Приборы у Калины нейтрально — спокойно зеленые, вполне читаемы и понятны, как и кнопки. Между стрелочными тахометром и спидометром- экранчик с бортовым компьютером: пробег, расход, километраж на оставшемся топливе, температура за бортом и ДВС, хватит для начала.

И мертвый месяц еле освещает путь, но нам все нипочем и мы пройдем через туман, туманки бы нам…

Эх. Думали пройдет. Нет, едем по молоку до самой горы.

В Свердловской области, поворачивая с Серова на Карпинск, не видно уже даже встречный отбойник — наугад, попав в трассу, доезжаем до Карпинска. Еще темно, но неплохо бы отдохнуть перед горой, тормозим на стоянке у Введенского собора почти 250 летней давности постройки.

izobrazhenie-549

В тумане и с подсветкой он выглядит довольно монументально.

Пару десятков километров едем по асфальту, дальше ремонт дороги, грунтовка на пузотерке кое где придется осторожничать, но нам не пришлось: буксанув на глине разок проезжаем не заметив все препятствия.

Навигатор и охотники на УАЗ Патриот Пикап говорят нам отворачивать с дороги на гору направо. Не пропустите! Самый накатанный поворот (N 59º35,444´; E 59º23,331’), не доезжая Кытлыма.

Начинается подъем в тумане — тормозим попить волшебного чая.

izobrazhenie-553

Через несколько километров поднимаемся над туманом: контраст велик — краски осени, голубое небо.

izobrazhenie-554

Внизу как вата облака, туман.

izobrazhenie-556
izobrazhenie-563

Но впереди уже видна одна из гор, дорога как раз для этого автомобиля.

Калина Кросс На Конжаке

Впереди пробитая в горе дорога, но и вид, в довольно большие и широкие зеркала, (жаль в Норме регулируемые только механически, зато есть подогрев) изумительный.

izobrazhenie-581

Останавливаемся на одной из площадок слопать бананы. Смотрю на уместный в этих условиях некрашеннй пластик черного цвета, им прикрыт низ бамперов, крылья, пороги  — целее будет краска, не страшны камушки порогам, при этом выглядит это вполне нормально, а качество для Лады совсем неплохое: зазоры достойные, а сам пластик мягкий.

izobrazhenie-592

Конечно же любуемся видами: 

izobrazhenie-594

Дорогу будут расширять — вдоль дороги в камнях везде насверлены отверстия под закладку взрывчатки.

izobrazhenie-595

Виды все лучше.

izobrazhenie-603

izobrazhenie-607

Дорога петляет в горах, впереди после змейки, плато Иов, куда собственно и проложена эта дорога: в будущий карьер для добычи дунитов. Высота уже примерно около 1000 м, само плато еще чуть выше.
izobrazhenie-610

Немного не доезжаем до самого карьера (300м) паркуемся.

dsc_0440

Нашим соседом будет маньячный Гольф 5, который каким то образом туда забрался, наверное ооочень медленно и ооочень осторожно, наверняка не раз зацепился днищем, хотя мы, кроме нас, видели только проходимцев вроде Дастер, Ниву, Амарок, Форестер — остальные туда не лезут. Например. на Мазде CX-5 туда не рискнули ехать люди.

img_20160925_105454

Начинаем подъем непосредственно на сам Конжаковский камень — Иовское плато пересекает марафонская тропа длиной в 21 километр в одну сторону, где начинается курумник тропа обозначается вешками с флажками — не потеряешься. Впрочем в туман, снег и дождь, наверное, на вершину только и стоит по ним идти — иначе ничего не будет видно. Но нам повезло — воздух прозрачен! Идти тяжело — жухлая трава плато мягкая, проваливаешься по щиколотку, а под травой чавкающее болото, и это с учетом феноменально жаркого лета и суши, в дождь или после дождей идти будет совсем трудно.  Поднимаемся понемногу в гору. От туда мы приехали. Хорошо видны вешки.

izobrazhenie-617

Наша стоянка с Гольфом с увеличением.

izobrazhenie-618

Это периметр будущего карьера, очень жаль, плато таким вмешательством человека будет явно обезображено.

izobrazhenie-613

Подъем, между тем становиться все круче. Буквально несколько дней назад тут не смогла подняться группа: шел снег, был сильнейший ветер, который просто порвал в клочья палатку еще внизу, поэтому они решили не рисковать. Нам остался только подтаявший снег.

izobrazhenie-621

Мы, конечно, не преминули воспользоваться случаем — повалялись с снегу, слепили снеговик, поиграли в снежки, после очень жаркого лета, снегу рад!

izobrazhenie-654

Но вершина близка — рукой подать, ветер крепчает, становится холодным и резким. На вершине установлена металлическая пирамида.

izobrazhenie-628

Камни у вершины размером с немаленький автомобиль — придется напрячь альпинистские навыки.

izobrazhenie-649

На вершине захлебываешься от восторга, мощи природы и открывающихся пространств, близости неба, полторы тысячи это высоко. Вид на тропу.

izobrazhenie-629

Вид на Пермский край, тайгу.

izobrazhenie-634

Пирамида на вершине уставлена какими то табличками, но больше поражает пудовая гиря, привязанная замком для велосипеда к конструкции! Говорят раньше их было две, но одну кто то унес, поэтому гирю и приковали. Как ее туда тащили я не хочу даже представлять!

izobrazhenie-639

Наверху поздравляем именинника мини-тортом «Конжак»со свечой и дерганьем ушей.

izobrazhenie-642

Сидим пока не замерзли — даже горячее какао не помогает,  но красота то какая!

izobrazhenie-646

Спустившись с Конжаковкого камня (подъем/спуск от стоянки занял примерно 4,5 часа, это около 9 км по курумнику), мы пошли на Иовский провал.

izobrazhenie-658

Тут начинает  свое течение одна из речек, которая питается снегом с Конжаковского камня и болотом на Иовском плато.

izobrazhenie-683

Предлагаю оценить дорогу по которой уже спускались обратно  — булыжники приличных размеров, в одном месте глиняное месиво, но Кросс справлялся со всеми предложенными препятствиями, ни разу не было у нас даже подозрений, что мы можем не проехать или даже зацепить что то — клиренс все таки рулит, а по камням вполне хватало и переднего привода, даже в крутых горках —  тут пригодилась тяга с низких оборотов и увеличенная главная пара.

izobrazhenie-691

На легковушке такие камни могут стать последним препятствием…

izobrazhenie-716

На одной из площадок на спуске мы остановились поесть полноразмерный торт и попить чай.

izobrazhenie-730

Солнце клонилось к закату..

izobrazhenie-736

Все поехали домой.

izobrazhenie-743

Остановились только набрать кедровых шишек — их в этом году много.

izobrazhenie-737

Выехали на трассу Кытлым — Карпинск, сфотографировали ее состояние: полным ходом идет ремонт, ставят мосты, гнать не советую, даже на внедорожнике.izobrazhenie-748

Ярко-оранжевое солнце провожает нас, очень жалко уезжать с гор, но надо. Мы сюда еще вернемся, вершин тут много, просто нужно больше времени — хотя бы неделю!

izobrazhenie-751

Тем не менее, расслабившись глядя на закат, водитель Киа Соренто словил днищем огромный булыжник, надеюсь ничего не оторвал — тут клювом не щелкай!

izobrazhenie-760

Lada Kalina Cross со своей задачей приключенческой машины справилась на отлично. К ней были только такие претензии — невнятная управляемость на трассе, шум КПП, не самые удобные сидения. Зато она реабилитировалась, когда пошла плохая дорога и тут уже проявила себя — тяговый двигатель, энергоемкая (не было даже намека на пробой) подвеска, пусть и бухала на отбой — не хватает хода из-за высокого клиренса, но отрабатывала все неровности со стойкостью русского солдата, а руль не досаждал вибрациями. Некрашеный обвес оказался оправданным в таких условиях — он практичен, клиренс выше всяких похвал — не каждый кроссовер может таким похвастать! Геометрическая проходимость так же на отличном уровне — бампера короткие, высота до порога значительная, на перегибах не было риска что то задеть, а ведь там кроссоверы даже ехали «ползком». Интерьер недорогой, серенький, но позитивно оттенялся вставками оранжевого цвета. По мне так самое то как недорогая машина для приключений или в качестве каждодневного транспорта в сельской местности: на ней можно смело съехать с дороги. В городе зимой нечищеные дороги так же не смутят эту машину. При этом экономично, загруженная 4 людьми и почти полным багажником, машина, с плохой дорогой и подъемами на первой передаче, расходовала 6,7 литров на сто километров, притом можно заправлять смело 92 бензином.  Эх, доработали бы коробку еще, да придержали цену: на сегодня самая простая Калина Кросс стоит от 512 000 рублей.

PS: Да и еще, НИКОГДА не берите роботизированную коробку: это тихий ужас, переключения, как у курсанта на второй день автошколы, зависания, пропадание тяги, нелогичность, разгон на уровне классических жигулей, дерганье в пробках, откатывается назад, да к тому же перегреть коробку раз плюнуть — пробка, чуть буксанул и она в аварийном режиме, с надежностью так же проблемы.

Тысяча с лишним километров из них почти половина в тумане, достаточно много плохой дороги, но съездили без особых напрягов: в 23-00 одного дня выехали в 3-00 другого были уже дома — всего лишь сутки с небольшим, а сколько эмоций? Ездите в горы! Получайте удовольствие от вождения, дышите и живите!

izobrazhenie-755

Автор: Юрий Козынцев (Er...)

эксперт по автомобилям и мотоциклам в Перми

Обо мне

Комментировать здесь:

Через Вконтакт

5 комментариев

  • Хотим поехать туда на пару дней в начале лета, сейчас собираем информацию. Скажите, а вода там есть? Или везти с собой?

  • Помимо гантелей под вершиной ещё канализационный люк лежал, я его видел собственными глазами. Байку рассказывали, что его наверх какой-то местный затащил за пару бутылок водки

    • Мы, когда были в Таганае, там мужик тащил на Дальний Таганай 10 литров пива!

Комментируйте!